Встреча с Владимиром Бондаренко

5 апреля на нашем сайте прошла встреча с известным критиком и публицистом, главным редактором газеты "День литературы" Владимиром Григорьевичем Бондаренко.

ОТВЕТЫ ВЛАДИМИРА БОНДАРЕНКО НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТРЕЧЕ-ОНЛАЙН

* * *
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Что такое в Вашем понимании "литературный процесс"? Существует ли он в сегодняшней России?
Есть ли у нас сегодня литературная критика? И какова сегодня роль тех литераторов, которые считают себя "критиками"? Чем Вы объясняете чудовищный антилитературный уровень большинства произведений, удостоенных престижных, в том числе и государственных премий?
Ю. Козлов, главный редактор "Роман-газеты”

Дорогой Юрий. Литературный процесс – это , на мой взгляд, важнейшая часть самой литературы, это аура , в которой живет писатель. Конечно, писатель всегда пишет наедине с самим собой. Писательское дело – всегда одинокое. Но текст написан, поэма, рассказ, драма. Что дальше? И что было до написания? Если нет творческой атмосферы в обществе  и сама литература задыхается. Ничтожно общество, становятся часто ничтожными и творения писателя. Лишь гениям дано преодолевать  сопротивление среды, творить во враждебном, бездуховном пространстве.  И потому наиболее интересна сама литература там , и в те периоды, где  идет интенсивный и интересный литературный процесс. Сегодня в России литературный процесс , увы,  в полузадушенном состоянии, отодвинут на обочину, вот и нынешняя литература , как правило, на обочине.  Всё жаждали свободы, получили, а писать стало не о чем.

Вот и получается, есть талантливые писатели , поэты, а нет  современной русской литературы. Есть у нас сейчас и талантливые молодые критики: Андрей Рудалев из Северодвинска, Юрий Павлов, Татаринов, Шульженко – из Южной России целая яркая южнорусская критическая школа. Есть в Оренбурге Михаил Кильдяшов, в Подмосковье Илья Кириллов. Держится и старое поколение – Виктор Топоров в Петербурге, Валентин Курбатов в Пскове, Капитолина Кокшенева в Москве.  Им есть о чем , и о ком писать. Но , увы, на плаву, на страницы центральных СМИ и на телеэкран выносит только антилитературу и антикритиков.  Когда меня президент Путин уверяет, что современная  русская литература  - это Михаил Веллер и Борис Акунин, Татьяна Устинова и Дмитрий Быков, Людмила Улицкая и Дарья Донцова, я отворачиваюсь от такого президента, который кичится своим бескультурьем , своим невежеством. Не случайно среди его программных статей нет ни одной           , посвященной культуре и литературе. Идет поток антикультуры, паленой литературы.  А живая литература  где-то в глубоководье.  И как винить писателей. Я уверен, хорошую литературу , как в советское время, надо навязывать насильно от первых классов школы до  новостных телепрограмм.  Так и вновь станем самой читающей страной в мире. Недавно на телепрограмме Гордон говорит: «Школьники ничего не читают, а хвастаются великой русской культурой. Спроси их, ничего не назовут». Я ему отвечаю: «Ты же сам раньше и твердил, мол, что это советские школы заставляли зубрить «Евгения Онегина», читать «Войну и мир». Добились, теперь ничего не навязывают, и теперь ты упрекаешь школьников в незнании литературы. Ты же сам и добивался этого незнания». Я считаю, чудовищный уровень  произведений, получаемых разные премии, осознанно избран разрушителями нашей страны.


* * *
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Скажите, возможно ли молодому автору, не обладающему связями в литературном мире, сегодня пробиться к широкому кругу читателей? За несколько лет занятий литературной критикой у меня сложилось впечатление, что если автор не обладает именем и связями, он обречён либо ВЕЧНО печататься в малотиражных и безгонорарных изданиях, либо годами писать в стол и ждать лучших времён. Литературные газеты и журналы всероссийского масштаба (типа "Литературной газеты", "Нового мира", "Нашего современника") - как либеральные, так и патриотические - призванные, казалось бы, открывать новые имена, предпочитают печатать "старые проверенные кадры", не обращая, как правило, никакого внимания на рукописи, приходящие в редакцию самотёком (это, кстати, открыто признал заведующий отделом прозы "Нашего современника" Евгений Шишкин на своём сайте). Что бы Вы могли посоветовать нераскрученным (или недостаточно раскрученным авторам) в такой прискорбной ситуации?
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Дмитрий Колесников, Санкт-Петербург

Уважаемый Дмитрий. Согласен с Вами, молодая литература отброшена ото всюду. Как у либералов, так и в нашем Союзе, как в «Знамени», так и в «Нашем современнике» и в «Москве». Царит геронтократия, пенсионная литература.  Пробиться молодому писателю почти невозможно. Я понимаю, почему такие  новые писатели , как Захар Прилепин, Сергей Шаргунов , Михаил Елизаров, русские и по корням и по духу, вынуждены идти на разные компромиссы, чтобы приобрести известность. Каждому писателю хочется, чтобы его читали.  Конечно, главная вина лежит на антикультурной , антирусской политике нашего правительства, никакой пропаганды  стержневой русской литературы. Но и  каждый на своем месте , главные редактора изданий, чиновники Союза писателей, сделали ли всё, для пропаганды молодой русской литературы? Дали ли  хоть одну Большую литературную премию АлРоса молодому писателю?  Считаю, что нужны и новые литературные журналы для новой русской национальной литературы. Но кто их будет финансировать? А иначе Союз писателей России умрет вместе со своими могучими старцами.


* * *
Марина Струкова:

1.Уважаемый Владимир Григорьевич, Вы много путешествуете и пишете о иностранной литературе и зарубежных писателях, не значит ли это, что Вам как критику, который освещает весь отечественный литературный процесс, уже тесно в прежних рамках, и новой сферой Ваших интересов становится мировая литература?
Авторов из каких стран публикует Ваша газета «День литературы»?

1.Думаю, что всемирность великой русской литературы – это не выдуманные понятия. Всемирность Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Антона Чехова, Михаила Шолохова.  Нельзя замыкаться лишь в узких рамках чего-то знакомого. Я служил, и буду служить прежде всего русской литературе, но мне всегда интересно, что происходит в литературе Европы, к примеру , в Ирландии? Что нового в латиноамериканской литературе? Сейчас серьезно занимаюсь  литературой Юго-Восточной Азии. Этот мощный цивилизационный рывок Китая и азиатских тигров был же обеспечен прежде всего взлетом их национального духа, взлетом их культуры. И нам, если Россия  пойдет по пути возрождения, необходим прежде всего культурный рывок, рывок новой национальной идеологии. Надо не стесняться брать пример  у всех стран мира, мы всё равно все сделаем по своему, по-русски. Вот и учиться у писателей всего мира  нашим молодым писателям просто необходимо.  Дабы создавать новую великую русскую литературу.  Газета «День литературы» по возможности  печатала и печатает переводы новых китайских, европейских, американских писателей. Такое знакомство  нам очень полезно.

2. Как Вы относитесь к тем, кто критикует чужое творчество с жёстких религиозных позиций и сам позиционирует себя как мусульманского или православного автора? Не эксплуатация ли это своих и чужих религиозных взглядов - мол, пишу-то я не очень, но вот добавлю строчку про Христа или Мухаммада, авось единоверцы похвалят, стану своим в определённом кругу…

2. Думаю, всегда надо отделять политику и литературу, как бы они не были связаны между собой.  Любой писатель и поэт – политичен и идеологичен, даже , если он это отрицает. Без идеи невозможно создать даже лирическое стихотворение. Но все-таки,  ценя нашу русскую православную культуру, первым делом я всегда смотрю на уровень творчества. Бездарная пропаганда самых светлых и чистых чувств лишь  высмеивает эти чувства. Бездарная православная или мусульманская проза или поэзия лишь бьют по культурным и религиозным ценностям народа. Не надо прикрываться святыми именами, когда самому нечего сказать.

3. Как Вы смотрите на то, что большинство поэтов из оппозиционной режиму среды просто копирует мысли и образы у великих – Есенина, Рубцова, Кузнецова, считая, что тем продолжают традицию. А ведь просто паразитируют на ней. Традиция – враг нового?

3. Не надо противопоставлять традицию и новаторство. Любое новаторство – всего лишь продолжение той или иной традиции. Даже у любого авангарда есть свои предшественники, своя культурная традиция.  Я бы даже не стал осуждать наших копиистов. Кому мало дано,  тот и будет опираться на давно известное, повторяя классические образцы. Яркий талант, независимо, Есенин ли, Рубцов, Белов, Кузнецов – они сами поневоле вырываются из  традиционного круга, расширяя его, обогащая русскую культуру. Надеюсь, и Марина Струкова станет одном из наших  творцов, обогащающих русскую национальную литературу  каким-то новым видением.

4. Сложно ли Вам отстаивать независимость своих взглядов в мире современной литературы?

4. Быть независимым – всегда сложно. Во все времена. А быть независимым критиком – сложно втройне. Завидую друзьям-писателям, они друг друга не читают, легко дружат, а я , как критик, читаю, вижу неудачу, что делать? Из-за этого рассорился со многими приятелями. Очевидно , критик должен верить только себе, и привыкать к тому, что со временем он станет одиноким. Ибо никто не любит , когда его ругают или даже чуть критикуют.

5.За что Вы можете поблагодарить Бога и судьбу?

5.Благодарю Бога и судьбу, за то, что дал мне познать чувство любви, что дал мне хороших сыновей и внуков. За то, что дал мне некий дар, который я стараюсь максимально использовать, принося некую пользу русской литературе.


* * *
Юлия Фролова:

Уважаемый Владимир Григорьевич, у меня три вопроса:
1. Как Вы относитесь к авторской песне, рок-поэзии – это стоит внимания серьёзного критика?

1.  В любом жанре могут быть созданы свои шедевры. В том числе и в авторской песне, и в рок-поэзии.  Думаю, необходимо еще какое-то время, чтобы определиться с истинными непреходящими ценностями рок-поэзии. Но , думаю, Саша Башлачев, Егор Летов, Умка, и даже Александр Скляр чего-то стоят. В любом жанре есть и четкое русское национальное направление . Когда-то в «Дне» я задумал и вёл полосу «Рок- русское сопротивление». И выступали же ребята  и у Дома Советов, и на вечерах «Дня» со своими протестными песнями, презирая всех продавшихся Ельцину Макаревичей.

2. Грубый натурализм в прозе можно оправдать стремлением к реализму?

2. Все зависит от меры таланта и меры вкуса.  Разве не груб натурализм Виктора Астафьева, какие-то куски фронтовой прозы Бондарева и Воробьева?  Большому таланту поверишь и простишь, а когда этот натурализм используют, как завлекаловку, как жареное мясо, он вызывает отвращение.


3. Вы бы хотели, чтобы кто-то из великих авторов прошлого оказался нашим современником, творил в России наших дней, чтобы Вы могли побеседовать с ним?

3. Я думаю, мне удалось и побеседовать и даже дружить с иными из наших современников, которых я ныне считаю великими. С тем же Юрием Кузнецовым , моим соседом по даче, с тем же Виктором Астафьевым в Овсянке, или с Василием Беловым в Тимонихе. А из великих классиков прошлого хотел бы побеседовать и расспросить Михаила Юрьевича Лермонтова. Но, боюсь, он не  стал бы ни с кем делиться своими тайнами.


* * *
Тимур Зульфикаров:

Уважаемый Владимир Григорьевич!
1. В наше время поголовного блефа неискушенному читателю критик должен говорить, какие книги читать...
У нас почти не осталось истинных диагностов.
Вы, несомненно, один из них.
Задача критика - возвращать Божественную Иерархию в эпоху лицедейства.
Есть, есть в нынешней литературе первый поэт, первый прозаик, первый публицист... Кто это?.. Кто Эверест?..

1. Может быть, Эверест и задает этот вопрос? Это уже определит Бог. Но, согласен, иерархия таланта крайне нужна в нашей литературе. И критику, как бы его ни били и ни щипали, положено  выставлять эту иерархию и в поэзии, и в прозе. Если у критика есть вкус – его иерархия будет  справедлива и даже в чем-то повлияет на развитие нашей литературы. Если веуса нет, чувства слова нет, то и говорить не о чем. Не случайно же, мне больше всего достается не за разгром того или иного писателя, а за иерархический ряд в современной литературе. Ибо, если ты даешь десять самых достойных, как некие символы. Ориентиры  для читательского чтения, то за бортом остаются сотни других, в том числе и немало достойных.

2. Апостол Иоанн говорил: "В начале было Слово. И Слово стало плотью..."
Какие вещие слова, сказанные истинным писателем-пророком спасут нынешнюю Россию, погрязшую в блудословии, во грехе многоглаголания?..
Русское поле больно сорняками, а голова - словесами...
Писатели заблудились в самовлюблённой болтовне, в похоти сладострастного говоренья.
Кто скажет простое спасительное Слово, понятное доярке и академику?..
В стране уже 10 лет царит голод - а кто говорит об этом?..
Страна стала колонией - а кто вопиет?..

2. Когда самый утонченный поэт или писатель, такой как Тимур Зульфикаров, или же Юрий Кузнецов, или же Валентин Распутин, Александр Проханов – откладывают в сторону свою литературную арфу и говорят огненным языком проповедника, значит, русского писателя и впрямь, достало. И это слово писательское крайне необходимо народу русскому.


* * *
Уважаемый Владимир Григорьевич! Помогите причесать мысли читателя относительно языковой картины Вашего литературного мира. Назовите ключевые слова направлений творческой деятельности. Что составляет ее основу? Легко ли быть одновременно Ираклием Андронниковым, рассказывая о роде Лермонтов, Виссарионом Белинским, охватывая просторы произведений различных жанров, лириком, воспевая доброе имя Георгия Свиридова? Ответственность высокая. И за это Вам большое спасибо. Хороших Вам собеседников 5 апреля.
Нина Волченкова, Брянск

Уважаемая Нина, вообще-то, критика – дело молодое, требующее энергии, пассионапрности и определенного мужества.  Чтобы уследить за всей картиной русской литературы надо читать сотни книг.  И вот уже начинаешь понимать, что весь процесс не в состоянии ухватить, сосредоточиваешься на каких-то любимывх темах, любимых писателях. Таким для меня является – Михаил Лермонтов. Сейчас пишу о нем книгу серии ЖЗЛ. Но, пока есть силы, стараюсь замечать всё, наиболее интересное в текущей литературе. Даст Бог силы!


* * *
Дорогой Владимир Григорьевич! Помните, какой тяжелый ненастный вечер выпал в последний Ваш приезд на Кавказ, когда мы чуть не замерзли в ущелье? И спустя полгода я читаю рассказ приехвшего с Вами преподавателя Литинститута, который называется - стыдно сказать - "Архызские суки", в которм автор явно намекает на меня, ни в чем его на самом деле не оскорбившего! Разве это справедливо?
Арсен, бывший рядом во время похода к грузинским границам

Дорогой Арсен. Я полностью согласен с тобой в оценке подобных  литераторов. . Только уверяю тебя, они и в московской среде  и по отношению к самым русским  литераторам ведут себя часто также несправедливо. Знай одно, не они определяет честь и совесть русской литературы.  Читай Михаила Лермонтова, воевавшего на Кавказе , но так ярко воспевшего все горские народы. Или же из современников «Чеченский блюз» Проханова. В любом народе есть свои пошляки.


* * *
Уважаемый Владимир Григорьевич! Когда-то в "Дне литературы" Вы оплакали несчастные христианские храмы по дороге в Домбай. Прошло пять лет. Ну и ?..
Галина Петровна Бурова

Уважаемая Галина. Увы, эти храмы разрушаются всё больше и больше. И почему русский Кавказ не обратит внимание на эти древние православныееще византийских времен храмы? Все мы виновныв таком разорении православных святынь. Ежели уже в Храм Христа Спасителя прибегаютпаскудить разные «Бешенные писька» и их защищают звезды нашей эстрады, почти вся наша интеллигенция, то что уж говорить о древних развалинах? Скорее, какой-нибудь Рамзан Кадыров когда-нибудь в назидание русским восстановит тот или иной разрушенный древний храм. Но, должен же возродиться русский Дух? И потому, Слава России!

* * *
Вячеслав Шульженко:

1. Владимир Григорьевич, согласны ли Вы с правомерностью различного восприятия русскими людьми тезиса о "единстве России" теми, кто живет "возле Кремля" и теми, кто балансирует на фронтирах бывшей империи? Не плохо было бы поменяться местами, а?

1. Дорогой Вячеслав!  Здесь в Москве всю гнусь «людей из Кремля» видишь и чувствуешь еще острее.  Что можно сказать: Нужен новый 1937 год. Без кардинальной чистки  проворовавшейся элиты Россия никогда не воспрянет.

2. У Вас за последние годы на Северном Кавказе благодаря поистине миссионерским поездкам (Армавир, Краснодар, Пятигорск, Архыз, Учкекен, Теберда, Черкесск, Карачаевск, Майкоп и т.д.) сформировался устойчивый имидж миротворца. В чем Вы видите основы возможного в регионе "содружества наций"?

2. Я верю в идею Русского Кавказа, верю, что рано или поздно и все  наши малые народы поймут, что в гордом одиночестве они не выживут, а уйдя в ту же мусульманскую Турцию, они исчезнут навсегда, как исчезли сотни тысяч ушедших во время войны с Шамилем.  Когда-то т две трети калмыков  восстали против России и ушли в дружескую им буддийскую Поднебесную, в Китай. От тех калмыков не осталось и следа. Если бы ушли всем калмыки, исчез бы и народ целиком.  Всё-таки , надеюсь, хватит умных голов и у кавказских горцев понять, что в союзе с Россией они более надежно сохранятся. Дай-то Бог.


* * *
Здравствуйте, Владимир Григорьевич!
Всегда с огромным удовольствием читаю Ваши статьи и вспоминаю годы работы в газетах «День» и « Завтра». Те годы запомнились великой трагедией разрушаемой страны, необычайным напряжением и потрясающей яркостью интеллектуальной и литературной жизни. Вспоминаются и 1991, и 1993 год, и каждый день, проведенный в редакции — ибо каждый день в ней был ярок и труден. Каждый номер газеты в те годы редакция выпускала как последний — и поэтому каждый номер старалась сделать лучшим. Каждый день в газете принимались решения, значимые для политической жизни всей страны, каждый день рождались новые идеи, новое мировоззрение, в каждом номере печатались стихи, рассказы и статьи, о которых сразу можно было сказать — они войдут в историю русской литературы. А какие авторы публиковались на страницах газеты! Кузнецов и Кожинов, Леонов и Распутин, Гумилев и Тряпкин, Белов и Личутин, Солоухин и Балашов, Глушкова и Ступин — всех не перечислить. Мне кажется, что в истории русской литературы никогда не было таких смелых, ярких и важных для судьбы России изданий, как «День», «Завтра» и «Наш современник» тех лет. Скажите, какие эпизоды из политической и литературной жизни того времени Вам запомнились больше всего? И Александр Андреевич, и Вы, и вся редакция каждый день делали не только все возможное, но и все невозможное для спасения страны. Но время идет, и какие-то вещи неизбежно начинают видеться по-новому. Скажите, возникают ли у Вас мысли, что все же что-то можно было сделать по-другому, и течение истории изменилось бы? Многих из замечательных авторов «Дня» и «Завтра» тех лет уже нет в живых. Мы живем не только в другом историческом, но и в другом литературном пространстве. Какие поэты и прозаики, пришедшие в литературу после крушения СССР, кажутся Вам наиболее значительными и яркими? Достиг ли кто-то из них той высоты, за которой начинается великая русская литература?
С уважением — Наталья Егорова.

Дорогая Наталья. Рад был работать вместе с Вами. Да, мы печатали в те годы всех лучших русских писателей, открывали новые имена. Мы реально сражались за Россию, и на баррикадах дома Советов, и на митингах, и на страницах нашей газеты.  Думаю, вряд ли мы могли сделать нечто большее.  Как идеологи, мы сделали даже большее, чем необходимо для растопки народного восстания. Мы же были  названы врагами нашими идеологами двух путчей – и 1991 и 1993 года. Но, как сказал Зюганов,  «лимит на революцию исчерпан». Народ до сих пор не поднялся. С нами ли, минуя нас, и  развал России продолжается. Иные из наших великих уже думают: пришел конец России. Я надеюсь на лучшее, но уже скорее на русское чудо, ибо реальных предпосылок к переменам не вижу.  Есть сейчас и яркие русские таланты, но тоже – не ко времени. Никто их не хочет не видеть , не слышать, не пропагандировать. Жаль.


* * *
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Как известно, 25 января 2013 г. исполнится 60 лет со дня рождения большого русского поэта Николая Дмитриева.
Орехово-Зуевские краеведы и литераторы пытаются (пока безуспешно) решить вопрос об установлении мемориальной доски на здании бывшего педагогического вуза города (ныне - МГОГИ), где в 1969-1973 г.г. на факультете русского языка и литературы учился Николай Фёдорович Дмитриев. Поэт был активным участником и городского литературного объединения «Основа» при газете «Орехово-Зуевская правда», а в 1984-1985 г.г. – руководителем «Основы». До конца жизни поддерживал тесные связи с литераторами подмосковного Орехово-Зуева.
Зная о Вашем особом отношении к творчеству замечательного поэта, обращаюсь к Вам за помощью.
Не могли бы Вы (как представитель Союза писателей России) оказать содействие в решении вопроса об установлении мемориальной доски на здании вуза, убедить его руководство в необходимости этого события. Заранее благодарю Вас.
С уважением,
Евгений Голоднов, краевед.

Уважаемый Евгений. Конечно, я за то, чтобы установили мемориальную доску на здании , где учился славный поэт Николай Дмитриев.
Постараюсь сделать об этом публикацию в своей газете "День литературы" и "Завтра". Пришлите все материалы на эту тему. Перед руководством Союза писателей я поставлю вопрос, надеюсь, и Николай Дорошенко меня поддержит, но что требуется от Союза писателей, поясните. Письмо в мэрию или губернатору области? Что должен сделать Союз? Сам по себе, он ни мемориальную доску установить, ни даже оплатить расходы не может. Нищая организация. Значит, оказать влияние на местные власти, если они хоть как-то еще уважают писателей. На вашу местную думу .
Дайцте данные, к кому обращаться..

* * *
Добрый день. Вы известный опытный литератор, имеете чёткую позицию, излагаете ясно, отличаетесь прозорливостью. Не кажется ли Вам, что сегодняшняя критика слишком уж грешит групповщиной, что не позволяет ей нарисовать полную объективную картину российской литературы, где нашли бы своё место и «новые реалисты», и «патриотические старцы»? Стоят друг к другу спинами, переругиваются, у каждого свои авторитеты, но ведь какое-то взаимопроникновение происходит. Могли бы Вы взяться за такие ежегодные обозрения, подобно тому, как в своё время писали великолепные «Очерки литературных нравов»? (Извините, если в названии ошибся).
Дмитрий, г.Красноярск

Согласен с Вами, не  хватает  сегодня объединяющей критики, единства в рядах патриотов. Все со всеми воюют. Но для этого уже мало хорошей объединяющей статьи. Нужны общие усилия и народа , и власти. Не видно ни того, ни другого.  Дай Бог нам сегодня всем держаться. Вот это и есть время малых дел. Делай, что должен, и будь, что будет.

ВСТРЕЧА-ОНЛАЙН С ВЛАДИМИРОМ БОНДАРЕНКО

Комментариев:

Вернуться на главную