Иван ГЛАДИЛИН

ВЛАСТЬ ХОЧЕТ ЛИШИТЬ КУЛЬТУРУ НРАВСТВЕННОЙ ОПОРЫ?

«Спасибо всем, кто сказал «да!» великой России!» - искренне благодарил вечером 4 марта Владимир Путин 100 тысяч граждан, собравшихся на Манежной площади Москвы, чтобы отметить его победу на президентских выборах. По щекам Путина даже текли слезы.

«Мы победили! - кричал Путин. - Мы победили в открытой и честной борьбе. Но это были не только выборы президента России, это был очень важный тест для всех нас, для всего нашего народа, это был тест на политическую зрелость, на самостоятельность, независимость. Мы показали, что нам действительно никто ничего не может навязать».

«Мы будем работать честно и напряженно, мы добьемся успехов и призываем всех объединиться вокруг народа и нашей Родины!» - обещал Путин. И закончил свою краткую речь словами «Слава России!», так греющими душу всех истинных граждан нашей страны.

И вот для президента, да и всей российской власти, ему подчиненной, настало время отрабатывать мандат доверия, выданный народом. И что же мы видим?

В апреле этого года Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении «Закон о культуре в Российской Федерации». В одной из своих предвыборных статей – «Строительство справедливости. Социальная политика для России» - Владимир Путин, кстати, уже достаточно подробно останавливался на проблемах, которые переживает наша культура. «Надо признать, - писал тогда Путин, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным». В результате, по его словам, хотя государство все эти годы и стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры, «но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга». «Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо – пошлыми), - признал Путин, - стали и программы федеральных телеканалов. В результате мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений – упало».

«Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой, - заявил на недавнем заседании Патриаршего совета по культуре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - Никакой живой организм не может долго питаться синтетической продукцией — рано или поздно он заболевает. Так и общество, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем — копеечными бульварными детективами вместо литературы, «звездными» шоу вместо настоящей музыки. Такая синтетическая «культура» тоже несет в себе некие «ценности» — псевдоценности потребительского «рая», любви к роскоши, легкомыслия, безответственности». «Псевдоценности ведут к деградации любого общества, - убежден предстоятель Русской Православной Церкви. - Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально. Действительно, есть виды человеческой деятельности, где ошибка или преступление видны немедленно. Ошибка хирурга определяется мгновенно, пока человек еще лежит на операционном столе. Ошибка политика видна с некоторого исторического расстояния. Ошибка священника видна в еще более длительной исторической перспективе, так же как ошибки или преступления людей, которые разрушают культуру, несущую в себе базисные нравственные ценности».
По мнению Путина, «было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов, люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации этой миссии». Как видим, Путин признал, что у культуры есть своя миссия. А такое признание, согласитесь, уже повод для оптимизма.

И вот, сообщает сайт za-nauku.ru, представляя новый законопроект на Международной конференции «Культура как ресурс модернизации», проходившей в сентябре 2011 года в Ульяновске, инициатор документа Григорий Ивлиев также отметил, что закон имеет мировоззренческий характер, а культура, по сути, есть образ жизни. Единоросс Григорий Ивлиев, если кто не в курсе, возглавлял в то время Комитет по культуре Госдумы, но затем, в ноябре прошлого года, перешел на работу в правительство, став заместителем министра культуры РФ. А мероприятие в Ульяновске было своего рода отчетом российских властей перед экспертами ЮНЕСКО, Совета Европы, Еврокомиссии и Европарламента о проделанной ими работе в сфере культуры.

Но и без всякого отчета сам текст документа свидетельствовал о явном прилежании российских «учеников».

Так, в ст. 22 проекта закона утверждается «приоритетность прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам государства, муниципальных образований, организаций и этнических общностей». Простите, Владимир Владимирович Путин, а как же ваш призыв «объединиться вокруг народа и нашей Родины»? Ведь из текста федерального закона, который готовится под руководством партии власти (сохранившей, кстати, благодаря многочисленным фальсификациям большинство в Госдуме, необходимое для принятия закона), следует, что мнение любого возомнившего себя «культурным деятелем» типа имеет приоритет над мнением государства и Церкви? Зачем тогда возглашать «Слава России!»?

На этом казусы исчерпываются - читаем далее. Ст. 31 «Государственная политика Российской Федерации в сфере культуры» прямо провозглашает «обеспечение равноправия культурных сообществ, их взаимной толерантности и условий для межкультурного диалога (полилога) и транскультурного взаимодействия». Выходит – пресловутый мультикультурализм. Но ведь крах политики мультикультурализма признан уже всеми лидерами той же Западной Европой. Зачем же России наступать на те же самые грабли? Чтобы России не стало? В этом что ли миссия культуры – в том виде, в каком она мыслится инициаторами законопроекта?

Ну а главный, конечно, порок документа – это попытка фактически лишить культуру нравственной опоры, размыть нравственные нормы, которыми веками жила Россия. Ведь в соответствии со ст. 9 документа «каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Рубанул, например, топором какой-нибудь «деятель культуры» древнюю икону (или объявил свой порноколлаж «произведением искусства») - и он прав, ибо просто-напросто открыто выразил свою «нравственную норму». А нам останется лишь внутренне терпеть это издевательство над вековыми устоями русского общества.

Вот какие нововведения вызревают в недрах российской власти, явный лидер которой провозглашает народу «Слава России!».

http://www.km.ru/v-rossii/2012/03/07/kultura-i-iskusstvo-v-rossii/vlast-khochet-lishit-kulturu-nravstvennoi-opory

 

Борьба с «законом о конце культуры» продолжается

Государственная Дума в апреле 2012 г. планирует рассмотреть Закон о культуре в первом чтении. Представляя закон на Международной конференции «Культура как ресурс модернизации», проходившей в сентябре 2011 г. в Ульяновске (это был своего рода отчет перед экспертами ЮНЕСКО, Совета Европы, Еврокомиссии и Европарламента), инициатор закона Григорий Ивлиев отметил, что закон имеет мировоззренческий характер, а культура, по сути, есть образ жизни. Стоит разобраться, какое мировоззрение и какой образ жизни предлагают нам разработчики закона.

Базовой концепцией закона является мультикультурализм. То есть признание равнозначными и равноправными всех проявлений культуры, независимо от их содержания. Если закон примут и будут последовательно проводить в жизнь, единое культурное пространство нашей страны будет взорвано, а традиционные ценности окончательно утрачены.

В соответствии с проектом закона культурные ценности являются продуктом не национальной культуры, а индивидуальной творческой деятельности. По мысли разработчиков культурная ценность не требует осмысления её обществом, проверки на социальную значимость; любое проявление творческой деятельности сразу же объявляется культурной ценностью.

Подобный подход распространяется и на нравственные нормы. В соответствии со ст. 9 каждый человек или культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных идеалов или образца поведения. В соответствии с ст. 31 государство не только обеспечивает защиту существования любых индивидуальных систем нравственных ценностей, но и гарантирует «свободу выражения мнений», а также и «доступ к средствам выражения и распространения идей». Это означает, что закон ликвидирует понятие безнравственности в юриспруденции. В соответствии с законом, безнравственности не существует, - есть лишь культурное разнообразие нравственных ценностей. Любая такая система, вне зависимости от своего конкретного содержания, получает право на распространение и государственную защиту.

В частности, такую защиту закон о культуре даст пропаганде гомосексуальных образцов поведения, которые будут заявлены в качестве культурных ценностей ЛГБТ-сообществ. Регистрации культурных сообществ не требуется, достаточно просто считать себя членом такого сообщества, а права на популяризацию ценностей культурных сообществ гарантируются и защищаются государством.

В соответствии с ст. 22 права индивида в сфере культуры считаются приоритетными по отношению к правам государства, общества, Церкви. Данное положение направлено против любой традиции и приведёт к раздроблению культурного пространства и ещё большей атомизации социума.

Ассоциация Родительских Комитетов и Сообществ предлагает всем, кому небезразлична судьба российской культуры, присоединиться к протесту против данного закона. Тексты протестных писем и электронные адреса возможных адресатов можно найти по этой ссылке.

* * *

Ниже приводятся цитаты из проекта Закона, заставляющие нас задуматься.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве;

2) культурное разнообразие - неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества;

3) культурное сообщество - форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ;

5) культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

6) культурное наследие Российской Федерации - материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию;

7) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия;

8) объект культурного наследия - относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество;

9) национальное культурное достояние - особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общероссийское значение;

10) культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;

11) культурное пространство - сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью;

12) государственная культурная политика (государственная политика в сфере культуры) - совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению и развитию культуры, а также средств для достижения указанных целей и сама деятельность государства в сфере культуры;

13) творческая деятельность - деятельность в сфере культуры, связанная с созданием культурных ценностей и (или) их интерпретацией.

Статья 8. Право на участие в культурной жизни

1. Каждый имеет право на участие в культурной жизни посредством:

1) свободного определения своего образа жизни, основанного на тех или иных ценностях, традициях и верованиях;

2) свободного осуществления любого вида профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности;

3) личного участия в любых видах культурной деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) создания культурных ценностей и пользования ими;

5) пользования любыми культурными благами;

6) свободного определения своей принадлежности к любому культурному сообществу и участия в его деятельности;

7) иных форм индивидуального или совместного с другими лицами участия в культурной жизни.

2. Государство создает систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни, направленных на поддержку всех форм творческой самореализации личности в условиях культурного разнообразия, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность, поощрение к созданию культурных ценностей и пользованию ими, обеспечение доступа к культурным благам, приобщение к культурному наследию Российской Федерации.

Статья 9 Право на культурную самобытность

1. Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

2. Культурные сообщества, как формальные, так и юридически не оформленные, имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их культурной самобытности, обеспечение ее защиты.

3. Этнические общности Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания.

Статья 10. Свобода творчества

1.Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями.

2. Творческая деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Статья 14. Право на объединение в культурные сообщества, создание общественных объединений в области культуры

1. Граждане имеют право на объединение в культурные сообщества, как формальные, так и юридически не оформленные, на основе общности образа жизни, ценностей, традиций, верований, на создание ассоциаций, творческих союзов, гильдий или иных общественных объединений в области культуры. Граждане имеют право свободно определять свою принадлежность к тому или иному культурному сообществу (сообществам).

2. Граждане вправе создавать национальные культурные центры, национальные общества, землячества и иные подобные культурные сообщества. Указанные культурные сообщества вправе:

разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;

содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;

создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации.

3. Государство поощряет создание и деятельность культурных сообществ, общественных объединений в области культуры как важного элемента культурного разнообразия, создает государственные гарантии их деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Приоритетность прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам государства, муниципальных образований, организаций и этнических общностей

Права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей.

Статья 31. Государственная политика Российской Федерации в сфере культуры

1. Российская Федерация обеспечивает целостность российской культуры и ее многообразие, единство культурного пространства, гарантирует конституционные права и свободы человека в сфере культуры.

2. Целями государственной политики Российской Федерации в сфере культуры являются:

1) обеспечение конституционных прав и свобод человека, этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ Российской Федерации в сфере культуры;

2)сохранение и поощрение культурного разнообразия (на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей);

3) сохранение, поддержка и развитие культурного наследия Российской Федерации;

4) обеспечение и поддержка системы образования в сфере культуры и искусства;

5) обеспечение равноправия культурных сообществ, их взаимной толерантности и условий для межкультурного диалога (полилога) и транскультурного взаимодействия;

6) развитие индустрий культуры, обеспечивающих культурное содержание сфер досуга и развлечений, поддержка конкурентоспособности этнических форм массовой и популярной культуры;

7) развитие культурного туризма как деятельности, имеющей целью приобщение людей к культурному наследию, популяризацию культурного наследия Российской Федерации;

8) обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы для развития сферы культуры;

9) обеспечение развития информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, в особенности телевидения и сети «Интернет», обеспечивающих участие российской культуры в процессах глобализации, приобщение населения Российской Федерации к ценностям мировой культуры, а также сохранение и развитие единого культурного пространства на территории Российской Федерации;

10) оптимальное применение имеющихся в распоряжении государства и общества возможностей по сохранению культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского народа;

11) повышение уровня базовых культурных навыков жизнедеятельности, достижение высокого уровня творческой самореализации, внутренней ответственности и роста профессионализма граждан Российской Федерации.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческий процесс субъектов культурной деятельности.

4. Государственная культурная политика не может быть направлена на ограничение прав и свобод субъектов культурной деятельности.

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=5470&Itemid=39


Комментариев:

Вернуться на главную