Поэту Анатолию Матвеевичу Зеленцову – 85 лет! Старейшему русскому поэту и прозаику Анатолию Зеленцову исполнилось 85 лет! Секретариат правления Союза писателей России и редакция «Российского писателя» от всей души поздравляют юбиляра.
Николай ДОРОШЕНКО ИЗ ПОКОЛЕНИЯ СОЗИДАТЕЛЕЙ
Да, конечно же, всё в мире стремительнейше меняется. Но подобно тому, как признаки простуды остаются у нас неизменными от сотворения мира, так и у литературы остается неизменной её симптоматическая суть. Вот и выдающийся русский философ и антиковед А.Ф. Лосев в своей «Истории античной эстетики» особое внимание обратил на то, что Софокл в своих трагедиях «изображал людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какими они являются в реальной действительности». Увы, во всего лишь этическом противоречии между двумя величайшими трагиками V века до н.э. уже обнаруживаются противостоящие одна другой духовно-нравственные энергии древнегреческой цивилизации. Одна еще полна созидательного духа «века Перикла» как вершины политического развития Афин и древнегреческого искусства, а другая уже является ознаменованием неизбежности предстоящего упадка и разложения. А если судить так же и по опыту ХХ-ХХI веков нашего собственного бытования, то становится очевидным, что со времен Перикла ничего не изменилось в значении литературы для политических, культурных и всяких иных исторических процессов. Например, когда за довоенную пятилетку наша руинизированная страна вдруг превратилась в мощнейшую сверхдержаву, а затем, одержав величайшую в своей истории Победу над внешним врагом, подчинившим себе почти всю Европу, стала не только лидировать в освоении космоса, а и быть главным фактором всех позитивных общемировых процессов, наша отечественная литература «изображала людей такими, какими они должны быть». И эта направленность литературы была вполне осмысленной и называлась в литературоведении «социалистическим реализмом». А вот после «оттепели» наши писатели стали изображать людей также и «такими, какими они являются в реальной действительности». И вроде бы менялось у литературы отношение к человеку только потому, что менялась сама наша жизнь. Но и Китай за это же время стал другим. Однако, в Китае, теперь уже не социалистическом, но не уступающем мощью своей вполне рыночной экономики и стремительно растущими запасами интеллектуальных ресурсов всем самым развитым странам мира, а по темпам развития давно лидирующем, - самым издаваемым и самым читаемым до сих пор остается роман «Как закалялась сталь» Н. Островского, где человек изображен именно «таким, каким должен быть». А поколение Анатолия Зеленцова помнит не только Великую Победу нашего народа во второй мировой войне, а и послевоенную нищету. И общую для всей нашей страны окрыленность полетом Гагарина оно помнит. Его поколение помнит также и все дискуссии 70-80-х годов прошлого века о том, какими должны быть литература и её «правда о человеке», закончившиеся в «лихие девяностые» тем, что наиболее доступною массовому читателю оказалась литература уже иная, уже ничего общего не имеющая не только с Софоклом, а и с Еврипидом. Но даже и после смены самого культурного кода в нашем информационном пространстве Анатолий Зеленцов упрямо не изменяет высокой традиции русской классики, он в своего лирического героя вкладывает все то человечное, что человека во всех его самых высоких смыслах достойно, что наша русская цивилизация за тысячу лет обрела в своем развитии. Потому и историческое пространство у него остается неделимым на прошлое, настоящее и будущее. Вот он пишет о погибшем на фронте отце: Ты на войне был рядовым пехоты, Мы с поэтом Зеленцовым живем в разных городах, и мое телефонное общение с ним не выходит за пределы событий в жизни Тольяттинского отделения Самарской писательской организации СП России. Потому при нашем уже многолетнем знакомстве мне так и не представилось повода спросить у Анатолия Матвеевича, верует он в Бога или не верует. Но - если верует, то и перед Богом он даже в своей пейзажной лирике стоит как перед своим родным отцом: Милая Родина, нежная Родина, Ведь это его отец отдал свою жизнь за Родину, такую же для него драгоценную, как и кудри любимой женщины. А чтобы кому-то не показалось, что слишком вольно я трактую стихи поэта Зеленцова, то приведу также и те его строки, в которых его патриотизм, не по общим современным лекалам сотканный, а личностный и более глубинный, заявляется более прямо и осмысленно: И пахнет в мире нежно мятой, О том, что людьми «такими, какими они должны быть», были многиенаши матери, напоминает нам Анатолий Зеленцов в одном из самых запоминающихся своих стихотворений: Война и детство – лапти и онучи, Мы, дети, в них кидали комья грязи, Сам я родился в Курской области и уже через шесть лет после войны, но и мое сердце, что называется, обливалось кровью, когда я слушал в детстве рассказы о зверствах фашистов во время оккупации нашего села. Однако же наши матери, даже и пройдя через испытания самой кровопролитной войной, не утратили таких своих свойств, как милосердие и сострадание. И этой своей ничем не превозмогаемой добротою они смогли придать нашему мировосприятию не слепое и не трагическое, как должно быть в вечной борьбе за существование, а самое что ни на есть гармоничное, самое счастливое ощущение слитности своей живой души со всем, что для нас жизненным пространством является. Потому-то даже и в теперешнее, отнюдь не ласковое к живым душам время мной прочитываются как самые родные вот эти стихи поэта Зеленцова. Ночью в деревне весенней порою Ночью в деревне душистое лето Ночью в деревне так тихо, так тихо, Поэт Анатолий Зеленцов настолько цельный как творческая личность и настолько органичен в своей уверенности во всепобеждающей силе добра и милосердия, что даже стихотворение о таком природном катаклизме, как буря, звучит у него вполне простодушно: Кругом потемнело в посёлке, Все стихло… И вечер прекрасный, То есть сам характер поэзии Анатолия Зеленцова – это и есть человеческая суть поколения последних гигантов, на плечах которых наша страна удерживалась как сверхдержава и на плодах созидательного труда которых до сих пор остается она на плаву. Никакие бури, никакие преграды, в том числе и обусловленные их социальным происхождением, не оказывались для них непреодолимыми. Сам Анатолий Матвеевич, родившийся в селе Кянда Пензенской области, где ныне проживают всего лишь более полусотни человек, сразу после службы в Советской Армии, еще не имея иного, кроме школьного, образования, стал работать наравне с профессиональными журналистами в местных газетах, а окончил свою параллельную поэтическому поприщу деятельность в званиях ветерана труда, ветерана ВАЗа и заслуженного машиностроителя Российской Федерации. Я не был никому обузой Не шёл по жизни с лёгким грузом, и это не политическая декларация поэта, это строки из стихотворения о том, в чём поэт мыслит свое человеческое достоинство даже и сегодня, когда созидательный, в том числе и поэтический, труд уже не в цене. Человек зверее всех зверей, Нас с тобой не будет скоро: Или: Умирает моя деревня – Отсюда и его стремление запечатлеть уходящий человеческий образ в его счастливейших мгновениях, в полноте всего его внутреннего богатства, состоящего из «пшеницы вороха //Средь твоих больших полей», из «шёлка лугов отавных», из «белых блузок» инея на берёзах и всяких иных тех самородных драгоценностей, которые, как всякие иные богатства, скопить можно не на лицевом счете, а только в душе. И только при условии, что душа наша развита именно в высоком человеческом смысле и значении. Такие же, для души, богатства запечатлевает Анатолий Матвеевич и в своей прозе. Это его реквием, его Русь уходящая, это, что называется, простые люди с непростыми судьбами и характерами, - такие, как, например, односельчанка Елена Михайловна Коренкова, более чем достойно прожившая свою жизнь при всем том, что, по её собственному признанию, «Все женихи погибли на войне и мой тоже». …Моя мать, проучившаяся всего лишь полгода в церковно-приходской школе, за всю свою жизнь не прочитала ни одной книги, только Евангелие иногда читала, вымолвляя каждое слово вслух и по складам. Но мои послевоенные брат и сестра учили наизусть заданные им в школе стихотворения. И она из их бубнежа некоторые строки запоминала. И частенько по утрам меня, дошкольника, пыталась поднять с кровати такими словами: «Коля, уже ж и травка зеленеет, и солнышко блестит, и ласточка с весною к нам летит! А ты валяешься… Вставай, завтракай и беги во двор поиграть!» Или какими-то другими строками, на свой лад переиначенными, пыталась меня, самого младшего и изнеженного, позвать к завтраку. Такою воистину народною была наша высокая русская классика. Вот и об Анатолии Матвеевиче Зеленцове я с уверенностью могу сказать, что поэт он по строю своей души глубоко народный и потому для меня, его читателя, драгоценный. А к какому ряду его поэзию отнести в нашей современной русской национальной литературе, пусть судят сами читатели. |
||||
Анатолий ЗЕЛЕНЦОВ (г. Тольятти) Я – СЫН СОВЕТСКОГО СОЮЗА |
||||
* * * О ДЕТСТВЕ …Наутро отец с вещмешком за плечами, Его провожали селом невесёлым, И дом наш притихнул окном негасимым: И всё же под вечер, осенний, дождливый, Я помню себя в этом детском восторге, Я понял: отца моего вдруг не стало, Курлыча, на юг журавли улетели, Я слышу, как в мире опять неспокойно, Вот внуки резвятся под вишенкой нашей, СЕРАФИМА Ты ведь помнишь? Ты помнишь всё это: Где-то близко война громыхает, На полях колоски собираем Да, друзья вы по-прежнему зримы, Ребята с фашистами яростно бились! * * * И пахнет в мире нежно мятой, ПИСЬМО ТЁТЕ Я вспомнил дом, в саду едва заметный, Я о тебе, томимый тишиною, И ты была так бережна со мною, Пылит суглинком сельская дорога, Но ты не думай, что тебя забыл я: И не забыть тебя мне, дорогая! * * * В полях работа затихает, Идут стада с лугов отавных, А где-то слышится, как парни Медовым запахом гречихи * * * Молчаливый свидетель влюблённых Ты мне, Родина, как-то милее ЖЕЛАНИЕ Жизнь прекрасна, - шепчут вербы, И тогда, друзья, скажу я, * * * В нём я любил зимой на печке греться, * * * Не услышу я больше напевных Умирает моя деревня – |
![]() Зеленцов А.М. Избранное. Поэзия и проза, – Москва: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2021, – 304 с. * * * * * * * * * Вьются лугом вдаль дорожки, Нежной музыкою снова В ЗОЛОТОЕ-ЗОЛОТОЕ Вечер с неба вот-вот сбросит Вместе ты, мой друг, со мною * * * За летом неотступно осень * * * Готовит август разносолы, Я НЕ СОЙДУ С ТВОЕЙ ОРБИТЫ… Я в этом мире странный путник, Нам все пути в любви открыты, ЛЮБИМЫЙ А ссоримся с тобой сейчас мы часто, А в небе тучи чёрными грачами И вот в такие грустные ненастья Моя любовь – бушующее море, * * * * * * И когда на разливы лютиков * * * * * * Но никому сказать не смею, Лицо теперь я чаще брею, И лишь любовью заболею, * * * Останусь в юности навеки, А чтобы старость меня лихо О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ О ПОЭЗИИ Я – СЫН СОВЕТСКОГО СОЮЗА Душа порой скользила юзом, Не наедал большого пуза, Глаза не прячу под картузом, Я не был никому обузой Не шёл по жизни с лёгким грузом, |
|||
ОБ АВТОРЕ: Анатолий Зеленцов родился 23 сентября 1936 года в селе Кянда Соседского района Пензенской области. С 1955 года по 1958 год служил в рядах Советской Армии в городах Харькове и Краматорске. После демобилизации работал журналистом в районных газетах Пензенской области, инструктором областного комитета ВЛКСМ. Награждён почётным орденом «100 лет Ленинскому комсомолу». |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||