Путевые заметки Камиля Зиганшина

Все записи

Дороги Америки

1 апреля 2011 г.
Вчера в конце дня пересекли границу штата Калифорния, проходящую чуть ниже перевала через массивный хребет(на тот момент он был самым высотным на нашем пути — 1300 метров ). Взглянув на карту, я понял, что мы уже проехали более половины нашего маршрута по США и настала пора рассказать о состоянии кровеносной системы этой страны, её отличии от российской.


Что можно сказать? То, что они в хорошем, по большей частив идеальном состоянии, и то что в городах, благодаря многоярусным развязкам и грамотной организации уличного движения, пробки редчайшее явление—факт общеизвестный, а вот то, что их дороги, включая скоростные автобаны, бесплатные — это для нас было открытием (ехали в Америку с уверенностью, что здесь за них придётся платить). Оказывается не надо платить не только за проезд по дороге*, но и за всю, кстати весьма развитую, инфраструктуру имеющуюся на специально оборудованных придорожных стоянках.


Устроены они в местах с красивой панорамой, в стороне от дороги, среди леса и представляют собой заасфальтированные площадки с разметкой под фуры и легковые автомобили, разделённые аккуратно постриженными лентами газона. Вдоль них тротуары с фонарями и тропками к столикам и скамьям под навесом. Посреди или ближе к краям стоят таксофоны, информационные стенды, краны с водой, розетки для зарядки аккумуляторов, просторные туалеты с кабинками для инвалидов. Порядок изумительный— чисто, как в аптеке. Я не говорю уже о том, что в них всегда есть не только туалетная бумага, жидкое мыло, зеркала, но даже бумажные полотенца.


В дорожной разметке у американцев с нами почти нет различий, а вот дорожные знаки отличаются. Во-первых по цвету: здесь они жёлто-черные. (Как мне кажется, наши бело-синие более заметны, легче и быстрее воспринимаются глазом). Во-вторых — есть знаки которых у нас нет. Например, «Не голосовать» (перечёркнута поднятая ладонь), «Нет посадки» (Do not pass). Много всякого рода указателей-подсказок: «Хорошее место для фотосъёмки» (изображен фотоаппарат), «Смотровая площадка», «Удобная точка для обзора панорамы». Ограничения скорости на дорогах от 15 до 65 миль . На перекрёстках где нет светофоров, со всех четырёх сторон стоят знаки «STOP”. Проезжает тот кто первый подъехал. Нам это правило понравилось -очень удобно и уважительно. Удивило то, что жёлтый горит не больше секунды, либо вообще отсутствует.


Вдоль дорог, как и у нас, везде идут ЛЭП. Но и здесь свои особенности— опоры, даже высоковольтные, не бетонные, а деревянные (прямоствольные, приличной толщины, пропитанные светло-коричневым антисептиком столбы).


Полиции, на первый взгляд мало, но, как вскоре мы убедились, это обманчивое впечатление. Дело в том, что у них патрулирующие дороги машины, в отличии от наших, не имеют специальной окраски и надписей. Более того, мигалки на крыше настолько плоские, что издали не заметны. Зато когда полисмен включает так называемое СГУ, то машина начинает зловеще реветь и мигать несчётными красными и синими огнями. А так стоит на обочине обыкновенная машина. У каждого в салоне портативный компьютер связанный с основным сервером через спутник. Если тебя остановили — открой окно и не шевелись. Выходить без команды полисмена запрещено. Попытка дать взятку, как правило заканчивается тюрьмой.


Любопытно, что государственный номер при регистрации автомобиля, можно придумать самому. Поэтому некоторые автовладельцы имеют номера с довольно оригинальным сочетанием букв или цифр. Например, на машине нашего друга Ильи Иванова из Анкориджа гордо красуется «СССР» пониже мелкими буквами «Аляска» — просто и патриотично! Так, что наш Союз жив и начал даже прирастать с… Аляски!
Увидеть из окна машины мирно пасущихся диких животных—обычное дело даже рядом с населённым пунктом. Звери не боятся ни машин, ни людей.



Почему у нас всё живое, как увидит человека, так ломится без оглядки прочь, в чащу? Ответ известен — они хорошо усвоили: замешкаешься — можешь расстаться с жизнью. На этой несколько грустной ноте завершаю краткий обзор о дорогах Америки и перехожу к текущим событиям.


Калифорния встретила нас тёплой солнечной погодой. После трёх дней почти беспрерывных дождей и плотной, низкой облачности это было лучшим подарком. (Как мы вчера узнали от одного из наших соотечественников, район вулканов Рейиньер и Святой Елены — самое гнилое и дождливое место в Америке. Теперь понятно почему деревья там покрыты мхами до самых макушек).


Сегодняшний день у нас ушёл на то, чтобы добраться к основанию много вершинного вулкана Лассен Пик. Для этого нам пришлось проехать по северу штата не одну сотню километров. Калифорния на нашем пути третий из числа так называемых нижних штатов (до этого мы проехали штаты Вашингтон и Орегон) и он показался мне среди них самым интересным по разнообразию природы. Мощные горные массивы, покрытые где спелыми сосновыми лесами, где шарообразными и кудрявыми кустами; высокогорные плато и котловины, беспорядочно заставленные крохотными, по метров двести высотой, конусами непонятного происхождения; щелеобразные каньоны с бурными порогами,



чередуются с просторными, плодородными долинами на которых пасутся огромные стада коров, отары овец и конечно табуны лошадей. На двух ранчо видели даже стада альпак — один из видов южноамериканских лам. Все пастбища ограждены многокилометровой оградой (рядов пять проволоки, продёрнутой через металлические стойки). Поскольку климат в долинах довольно сухой, пастбища в основном поливные. Несмотря на то, что нам весь день светило с безоблачного неба яркое солнце, мы, пока ехали к Лассен Пик, успели побывать и в зиме с двух метровым снежным покровом и в весне с цветущими фруктовыми деревьями и в жарком лете. О том, что в Калифорнии летом более чем жарко свидетельствуют горелые леса с черными скелетами деревьев.


К счастью хвойные леса вокруг вулкана не пострадали. Здесь до сих пор царит зима. Даже у подошвы вулкана снег в четыре метра — ехали по снежному коридору. Какой глубины снег на верху узнаем завтра — выход в пять утра.



*Платные дороги, наверное, всё же имеются, но нам пока не встречались.

Все записи

Вернуться на главную