18.02.2020 г. На торжественном открытии 3-го Всероссийского совещания молодых литераторов в Московском государственном институте культуры председатель Союза писателей Николай Иванов сознательно сгустил краски: «Многие молодые спрашивают: что мне даст членство в организации? Сразу отвечу: ничего не даст! Наоборот – вступите, так мы с вас будем требовать ответственности и помощи». Это он хотел ответить публично газете, которая устами одного нестареющего автора всё снимает его с должности, ну и, конечно - развеять необоснованные ожидания и капризы. Однако тут же сама работа нашего семинара, которым руководили ещё Светлана Пешкова из Липецка и Нина Ягодинцева из Челябинска, опровергла излишне категоричное заявление. Вот – наглядный пример! Андрей Кортелев родился в 1982 году в поселке Железнодорожный Коми АССР (ныне г. Емва, Княжпогостский район Республики Коми). Учился в лесном техникуме в Кировской области, служил в армии, закончил заочно Пермский колледж ФСИН по направлению правоохранительной деятельности. Работал в уголовно-исполнительной системе, а потом руководителем участкового лесничества. С таким опытом и перед лицом природы он обратился к поэзии, стал поздно нащупывать поэтическую тропку и, по его же твёрдому убеждению, если бы не республиканское отделение Союза писателей России - он вообще бы измучился в сомнениях и пропал. Его поддержали, пригласили на два семинара молодых, он опубликовался в журнале «Север» (Карелия) и «Хрустальный родник» - (Орел). Организация помогла ему издать первую книгу «Кольцо» (2018). Лауреат международного конкурса «Вера, Надежда, Любовь» в номинации «Духовная поэзия» (Сыктывкар) продолжает публиковаться, в том числе и на сайте «Российский писатель». А теперь уже немногословный Кортелев сам входит в состав жури различных творческих конкурсов, проводит литературные встречи с молодежью и взрослыми читателями в городе и районе, где проживает, ищет талантливых авторов и вовлекает их в литературный процесс Республики Коми. Тем более что время свободное появилось: он находится на льготной военной пенсии по выслуге лет. Следующую книгу я предложил ему назвать «Капля на прикладе», в которой, уверен, отразятся и вехи биографии, и просторы таёжной географии:
Застыв от такого величья природы, Или понимают обречённость и глупость «большой игры» и делают всё возможное в разрешённых рамках? Синица в руке лучше. Но неужели не хватит смелости попробовать дотянуться до журавля?». А что Нацентов понимает под «нормальной организацией» и что журавлём-то называет? – многохлопотную должность председателя Союза писателей России, чей пост с победой капитализма давным-давно не приравнивается к высокой государственной должности, но, оказывается, уязвим со всех сторон для огульной критики. Ну, предложите впечатляющую программу, ярко проявите себя и изберитесь на следующем писательском съезде – какие проблемы? А покуда не пора ли молодым набраться подлинной гражданской смелости, конструктивного критиканства да и выступить за свои права, потребовать острыми перьями и коллективными акциями внимания от Администрации президента и Федерального агентства по печати, которое вот уж действительно опекает с помощью бюджетных денег ТОЛЬКО своих? Или заставить Роспечать и Росмолодёжь заняться своим прямым делом по воспитанию молодой творческой смены, как это было во времена комсомола, который был, напомню, общественно-политической организацией, жившей на взносы, на доходы от издательской деятельности, а та же Росмолодёжь – бюджетная организация. А какова от неё отдача? Неужели только показушную «Тавриду» может со скандалами проводить? Нацентов её за какую-то питерскую тусовку покритиковал – так получил отпор по полной: там ведь премии от этого напрямую зависят, а Союз писателей – можно как угодно полоскать… Участник Всероссийского совещания Павел Пономарёв из того же Воронежа в статье «Шпаргалка для руководства или каким воздухом дышится в литературном лесу» горячо поддержал глуповатый посыл записного критикана: «Писатель – это, в первую очередь, индивидуальность, и задача руководителя писательской организации индивидуальность каждого писателя сохранить». Прочитал и рассмеялся искренне: представил, как усатый Максим Горький склоняется над каждым из тогдашних 3200 советских писателей и блюдёт их индивидуальность. Брякнет же такое! Ведь представить невозможно в такой роли Александра Фадеева или Сергея Михалкова в прошлом, так почему же и как председатель Союза писателей России Николай Иванов должен пылинки сдувать с нынешних капризных «индивидуальностей»? Но Пономарёв продолжает накручивать: «Порою так не хватает чистого литературного воздуха, от чего дыхание часто прерывисто – неровно, неуверенно, неумеренно. Воздуха без подковёрных страстей вокруг собственных тщеславных взглядов и интересов. Воздуха без поиска подтекстов, контекстов и иных видов текста, кроме литературно-художественного. Воздуха без преобладания идеи над идеалом. Воздуха без разделения на «своих» и «чужих»…». Эти стенания молодых вдруг подхватил матёрый писатель и деятель Пётр Алёшкин, который вдруг начал меня поучать: «Нацентов прав. Смотрите на вещи реально, Александр, а не с закрытыми глазами, вспоминая литературные дела в СССР, когда талант ценился, а сейчас и в СП РФ, и везде в литературе главное не талант, а чтоб был свой по взглядам, пусть бездарь, но свой, тогда и премии ему, и почет». О, да! В СП СССР так "талант ценился", что какой-нибудь совершеннейший бездарь и коньюктурщик Юрий Суровцев определял линию, гводил всех неугодных русских писателей в "Правде" и издавал тома. Ну, это к слову, а ведь спор возник вокруг 3-го Совещания. Мы, руководители, только и ждали-мечтали, чтобы молодые "по-иному смотрели на мир" - нет, как правило, достаточно банально и не интересно смотрят! Хотя уровень – заметно вырос. Но главное: кто там и кому "свой" из этих 12-ти в нашем семинаре от Коми до Иркутска я знать не знал и не собирался. Но даже если и принять поддержку "своих", (а кого, кстати, поддерживать в нынешней клановой и продажной России?) что может сделать Союз писателей - общественная организация? Я понимаю, когда речь идёт о "своих" для Роспечати: там гранты, бабки, переводы, загранкомандировки, как Виктора Ерофеева посылало агентство стенд готовить (?) на месяц в Германию, его там сразу переводят, командировочные и гонорары в евро валят. А что может предложить "своим" Союз? - пахать на общее благо на общественных началах. Всё! Так МОЙ опыт говорит. Пусть мне Алёшкин со своими молодыми единомышленниками о сказочных возможностях расскажут. Просто даже интересно... * * * Бросаются словами – «не идеи, а идеалы», словно отродясь ничего не читали. Да ещё неуместными примерами бросаются: «как в советское время». Напомню требования того времени: на съезде советских писателей в августе 1934 г. впервые в истории мировой культуры и литературы был принят Устав Союза писателей. Не Хартия буржуазного клуба писателей, а Устав Союза пролетарских писателей. В преамбуле говорилось: «Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачу объединения писательских сил — как партийных, так и беспартийных — в единую писательскую организацию… Решающим условием роста литературы, ее художественного мастерства, ее идейно-политической насыщенности и практической действенности является тесная и непосредственная связь литературного движения с актуальными вопросами политики партии и советской власти, включение писателей в активное социалистическое строительство, внимательное и глубокое изучение писателями конкретной действительности». В редакции 1971 года Союз писателей СССР, куда мы с Алёшкиным вступали, прямо говорилось: Союз – «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами». Устав 2019 года Союза писателей России, не имеющей сегодня официальной и внятной идеологии, не предъявляет таких жёстких требований. Пусть молодые-то хоть прочтут! «2.2. Основными задачами Союза являются:
- укрепление творческого содружества писателей Российской Федерации; * * * Молодой поэт Анастасия Устинова – участница Всероссийского совещания так ответила капризным ровесникам: «Замечаю у многих молодых авторов, состоящих в Союзе писателей, комплекс людей, незаслуженно сидящих на обочине. Союз не помешает, но и не поможет стать писателем – всё зависит строго от самого автора. Никто никому ничего в литературе не должен, а если вдруг случилось, что тебе помогли – это подарок судьбы. Как и встреча с хорошим писателем – подарок. Но рассчитывать на подарки неразумно. Перестать сидеть на обочине можно только с помощью текстов. В конечном счёте, всё решают только они». Здравая мысль. Вот мы похваливали семинаристов, а когда пришла пора твёрдо рекомендовать кого-то для публикаций – призадумались. Безусловно подписались под статьёй Елены Ивановой из Питера - члена Союза писателей России, которая как поэт участвовала в двух Конференциях молодых литераторов Северо-запада, в Некрасовском совещании молодых писателей в Карабихе (2018 г.), в совещании в Химках (2019 г.), но на нынешнем дебютировала как критик, написавшая аналитическую статью о постмодернизме, о его всепроникающих миазмах. Анализ наглядный и интересный, но ещё надо поработать над формой статьи, над аналитической подачей. Рекомендовали к публикации Александру Малыгину из Барнаула – филолога, которая работала помощником агронома, официанткой, администратором, продавцом-консультантом, фасовщицей, гардеробщицей, преподавала русский язык как иностранный в Монголии, вела поэтическую колонку в молодежной газете. Сейчас трудится в архитектурном бюро. Создатель и бессменный ведущий проекта «Чтиво» представила живую подборку, но тоже получила изрядную долю критики. Меня удивила, что все молодые поэты мало представили любовной лирики, задорных или ироничных стихов. Вот и у Малыгиной симпатично, но как-то умозрительно:
Потому что под яблочным снегом - стынь, Так что два дня работы наглядно показали, насколько плодотворны такие встречи, где начинающие авторы и зрелые мастера учатся друг у друга, задумываются в спорах, что есть волшебство и мастерство в поэзии. Как в век повального интернета и клочковатых сайтов полезно читать серьёзные книги… Но вот что ещё поразило: отлично изданная с помощью гранта Смольного моя книга «Сосна у селенья Бобровка» с предисловием председателя Союза писателей России Николая Иванова бесплатно была предложена участникам совещания, которое тоже было посвящено 75-летию Победы. За два дня не взял книгу (или не подписал у меня?) НИ ОДИН из двенадцати участников семинара поэзии, которым я руководил. Дело не в каком-то авторском тщеславии, не в том, что это - Иванов, Бобров… Сидоров, а в том, что молодым амбициозным авторам, выходит, просто плевать, а кто сейчас будет разбирать их стихи, говорить о творческой или гражданской позиции. Во время моей литературной молодости это просто нельзя себе было представить… Так что есть, что обдумать, сравнить, пережить. Ну, и роль Союза писателей на таких форумах явственно проступает – не демагогическая, а самая что ни на есть практическая.
| |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||