02.04.2022 г.
ПАМЯТНИКИ – ВИДЯТ И СКОРБЯТ В холодный день 1 апреля, когда и не до смеха особенного было, не до розыгрышей - в день рождения великого Гоголя, пришёл в неуютный сквер, к любимому памятнику Николая Андреева.
По московской легенде, памятник, запечатлевший писателя в состоянии скорбной задумчивости, не понравился Сталину и был перевезен в 1951 году на территорию Донского монастыря, а в 1959 году установлен в начале Никитского бульвара, во дворе бывшего особняка графа Толстого, где Гоголь скончался. Всплыло в памяти, как в начале рокового 2013 года с его майданным завершением, на которое я приехал и подробно описал эту вакханалию, вдруг испытал горечь от сбывшегося предсказания из статьи европейского обозревателя Дмитрия Семушина: «Россия - Евросоюз: итоги кризиса цивилизационной идентичности». Автор делал дальновидный вывод: «За геополитикой «Большой трубы» Украина видится из Кремля как транзитное государство, а не самое большое за пределами России пространство русского языка и культуры. Если Кремль проиграет последнюю битву за Восточную Европу и целостность православной цивилизации, можно будет поставить крест на возрождении великой державы». Как в воду глядел! - почти проиграл. Честно скажу, не верю, что военная операция исправит всё, что упущено за годы потакания украинству и наплевательского отношения к русской идее Кремля, АП, лично Суркова, который отвечал за Украину, а сегодня слинял. Говорят, за границу тоже... Теперь приходится платить кровью и жертвами. А ведь и при Гоголе уже появились свидомые, проникли в учебные заведения, как сегодня утвердились во многих сферах и вузах. Гений вразумлял профессора (!) Московского университета Бодянского: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочнению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров. Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно. Нет, Осип Максимович, не то нам нужно, не то. Всякий, пишущий теперь, должен думать не о розни; он должен прежде всего поставить себя перед лицо Того, Кто дал нам вечное человеческое слово...». Забыли про Бога, про Церковь нацики и те, кто им потакает... Гоголь грустно сидит в сквере на Никитском бульваре, печально стоит на киевской Русановке, куда приходит на окраину лишь горстка почитателей... В газете «Слово» опубликован замечательный очерк Алексея Шорохова: «Позывной Харьков», который кончается убийственно: «По возвращении из-под Харькова я дозвонился на Донбасс, в Горловку. Настоятелю Покровского храма в Зайцево, отцу Николаю. Он с семьёй живёт сейчас на квартире у сестры, потому что в его квартиру прилетел украинский снаряд. Батюшка рассказал, как за ним самим охотился украинский беспилотник, выпуская заряды по его очевидно гражданской машине. И вот, после обстрела в Циркунах, после рассказа батюшки, после множества и множества подобных случаев – меня беспокоит только один вопрос: а мы действительно с ними в одного Бога верим? И любой ответ страшен».
Писательский вопрос – пронзительный. Да и весь путевой очерк с передовой – продолжение лучших традиций русской литературы, про которую сегодня за пропагандой навязчивой – просто забыли! А она – продолжает высокую миссию. Например, в предыдущем номере «Слова» прочитал сильное стихотворение Валентина Сорокина, написанное ровно полвека назад, а возвышенные строки – так же волнуют. Ну что, Богдане, доскакал до 21-го столетья?
И у тебя были минуты слабости, предательства, колебаний. Есть сведения, что сначала ты в 1634 году служил в польском войске при осаде русского Смоленска и получил за храбрость от короля Владислава IV дорогую саблю. Потом и с турецким посольством заключил договор о союзе и взаимопомощи с Турцией, обещая отдать ей часть русской Польши (до Люблина). Но всё-таки православную Украину от ополячивания ты пытался спасти и привести украинцев под покровительство царя восточного от католического Запада. Правда, уже после воссоединения ты хлопотал уже об устройстве федеративного союза из Малой России и княжеств Молдавии, Валахии и Трансильвании под протекторатом польского короля, готовился перед кончиной к войне с Москвой…Наследнички всё дурное в судьбе и характере твоем – переняли, тягу к Еуропе взбодрили, а стержня гетманского – не обрели, про саму Украйну – забыли.
Понятно, что при новой политике президента Путина памятник князю Владимиру надо было обязательно открывать в Москве, хотя бы потому, что на обезумевшей родине выдающийся памятник работы Петра Клодта мог бы не устоять. Мне она видится только в одном: в 2016 году начиналась антисоветская артпоготовка к 100-летию Великого Октября, как первым назвал его мой кумир Александр Блок. Вот вы себе представьте: 1853 год, матерь городов русских – Киев, и вдруг перед величественным монументом Клодта после выступления градоначальника и митрополита вылезает какая-то дама, вдова… ну пусть Ивана Яковлевича Франка, который тоже пострадал за убеждения и сидел в тюрьме, и начинает лепетать про веник и мусор в хате. Ведь это гоголевская фантасмагория! А что ж такого стряслось через 163 года? Думаю, правители сознательно или по недопониманию просто решили тогда унизить творцов и деятелей культуры: пусть, мол, бодаются за премии и театральные субсидии, а в державные дела не лезут. Ну, и отбили охоту, заткнули тромбами все каналы, административные и финансовые. | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||