🏠


Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>
24.05.2022 г.

СКРЕЩЕНЬЕ  ДАТ И СМЫСЛОВ
Поэзия на 17-м Международном  книжном салоне

Организаторы 17-го МКС, который снова состоялся в шатрах на главной площади Питера, напоминали на сайте, где очень  долго не появлялась ни программа, ни списки приглашённых авторов, что основными темами салона в этом году станут 350-летие Петра Первого, Год народного искусства (неправильное название: Год культурного наследия народов РФ – это куда шире и, главное, связано впрямую с литературой – величайшим культурным наследием России) и 140-летие со дня рождения Корнея Чуковского.  Но поразило то,  что презентация фестиваля «Текст в контексте», посвящённого как раз творчеству Корнея Ивановича, была поставлена в программе на… 11 утра. Строго в  это время суровая охрана только начинала запускать посетителей с проверкой на рамках, первые ласточки-книголюбы метались в поисках нужного шатра и лектория между завозимых книг и утренних хлопот, занимали места среди многих пустующих кресел, а через полчаса озябшие девушки начинали показывать на часы, торопить закругляться.



По какой-то непонятной задумке многие встречи и презентации, имевшие отношение к Году культурного наследия, серьёзной русской и переводной литературе, молодой смене - были запланированы как раз на это провальное время утренников: «Духовное наследие на службе государства – Воспитательный потенциал  детского чтения»; «К  100-летию образования СССР. Новое государство, новая литература» - встреча с редколлегией «Нашего современника»;  «Поэтическая встреча с членами Совета молодых литераторов Союза писателей России: связь поколений и продолжение традиций»; самая тематическая акция «Невского альманаха» - «Молодые голоса России в Год культурного наследия» были, как по сговору, поставлены в это самое провальное время. А на последнюю названную встречу, например, пришёл народный артист России Сергей Новожилов и блистательно представил маленькую антологию из стихов фронтовиков - Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Мустая Карима в антологических переводах Елены Николаевской и старшего друга-наставника Михаила Дудина. И по теме значимо, и по исполнению великолепно! – для нескольких авторов альманаха. Зато, конечно, презентации книг Е. Рождественской «Шуры-муры» или изданий  одиозной редакции Шубиной – в лучшее время. Ну и презентацию моей новой книги «Под лёгким снегом» поставили на утреннее время, хоть мне предложил лично подать официальную  заявку  сам вице-губернатор Пиотровский-сын. Конечно, соратники и почитательницы – собрались, встреча прошла тепло и оживлённо, но ведь новых читателей – не прибавилось. Зачем тогда салон?

Но на большое количество посетителей устроители, похоже, и не рассчитывали: даже у главной сцены стояло несколько рядочков кресел. К объявленному баттлу (?!)  поэтов Москвы и Питера они были заполнены. Однако вышли на состязание с определением победителя (зрители не голосовали – только непонятное назначенное жюри!) не молодые стихотворцы или отвязные рэперы, а солидные дядечки и дамы в шляпах и куртках. Я одного поэта в плаще издалека за знакомого бухгалтера принял, он и читал в духе благостных времён: «Эти руки твои мне звезду зажигают под вечер…». Ну, а царил на сцене в неизменной кепке-восьмиклинке поэт-маньерист Вадим Степанцов, который противным голосом запел, не фальшивя, а просто - мимо нот: «Упившийся в соплю бухгалтер…». И дохнуло перестройкой, перегаром эпохи Ельцина, танцующего под «Моего бухгалтера». Просто -  давно слежавшимся нафталином пахнуло, который перебивал даже свежий ветер с Невы:

Невская вода,
Невское пиво.
Я – безупречен,
Ты – красива.

Тридцать лет назад этот выпендрёж казался кому-то дерзким, а сегодня настолько обветшал, что кривляющегося Степанцова было просто жалко. А он продолжал перемежать ужасными песенками разноголосицу поэтов:

…Я люблю только грустных девчонок,
Как реальный советский поэт.

Уж не присваивал бы весомое звание. Но и ведущий вечера – главный редактор «Литературный  газеты» Максим Замшев тоже не  скупился на звания и эпитеты: «Поскольку здесь на сцене присутствуют лучшие  поэты России…». При этих словах  моя знакомая-медик, пишущая прозу, посмотрела на меня округлившимися глазами. Я пожал плечами, а на сцене скинула меховую жилетку и осталась в майке московская поэтесса, чтобы лихо  начать читать про «лобзаний плазменные  лобзики». Звучно, но неприятно…

Алексей Полубота, недавно вернувшийся в Москву с Донбасса, прочитал стихи из цикла «На жгучих полях Новороссии, а Владимир Скворцов - про русскую словесную матрицу, но вечер на серьёзную стезю не поворачивал. Тут же выскочил рыжеватый стихотворец с псевдонимом Франческа, в шляпе и с рюкзаком за плечами (на парадной-то сцене!)  и начал читать по книге (!) ритмичную галиматью, среди которой разборчиво прозвучало: «Весна рисует чёрное на чёрном». Да,  палитра – подходящая…

Видно было, что, переняв неподобающую форму баттла, никто из устроителей не позаботился о содержании. Парадокс: я еду в июне  членом жюри на поэтический фестиваль в Керчь, и там прямо выделена номинация: «Стихи в честь 350-летия Петра Великого». А почему тут, на Дворцовой,  не озадачить участников? -  пусть одно стихотворение будет о деяниях и городе Петра. Ну и другое – само напрашивается: о  культурном наследии или перевод стихотворения с языка многонациональной России. Кстати, а почему никогда не приглашают поэтов из республик, даже в таком году, объявленном президентом Путиным? И разве Питер перестал опекать народы Севера, как было в советское время?  Значит, новые Юваны Шесталовы и Юрии Рытхэу - не появятся?
Алексей Ахматов, который вышел в финал от Питера, прочитал знакомое мне стихотворение про гостей, которое вызвало усмешку и отозвалось ещё  летом строчками пародии, вошедшей в новую книгу. Приведу её, чтобы показать и тематический выбор финалиста, и мою угадку типичности выбора:
Их призвали всеблагие
В собеседники ко мне.
Здрасьте, гости дорогие,
Все в капусте и вине!

        Алексей Ахматов

Почему-то в речи устной,
Особливо, если пьют,
Исключительно «капустой»
Деньги в Питере зовут.

В завихрении питейном,
Чтоб не пить наедине,
Все приходят на Литейном
Не к Ахматовой – ко мне.

Нас призвали всеблагие
Собеседники на пир.
Что ж вы, гости дорогие,
Без «капусты»,
Как в трактир?..

Без друзей поэту пусто,
Но нельзя такое длить:
Что ж вы, гости без капусты,
Вечно просите налить?

Победил неясно, по каким критериям (по воле достаточно пёстрого жюри) москвич Иван Куприянов, который  в финальном состязании прочитал стихотворение, начинающееся с фальшивой умозрительной ноты: «Научи меня быть влюблённым…». Такому   нельзя научить. Но, в принципе, передан сам унылый дух состязания. Было и холодно, и скучно, и неловко за Степанцова, но в  тепле кофейни подвёл свой поэтический итог:

БАТТЛ НА ДВОРЦОВОЙ
Поэзия – набат  ли
Иль отзвук слов простых?
Присутствовал на баттле
Поэтов возрастных.

Они соревновались:
Ну, Питер иль Москва?
А рядом волновались
Фонтанка и Нева,
Но всех сильнее – Мойка,
Где  умер исполин…

Как будто  перестройка,
Словесный нафталин.
Как будто вот такая
Россия – без певцов,
Коль пел, не умолкая,
Гнусавый Степанцов.

Неважно,  кто чей житель,
Кто это отбирал
И кто же победитель..,
Ведь  Питер -  проиграл!

А что успел увидеть-узнать самого хорошего за сутки проездом, в пути на Ладогу за материалами по героической,  а не пустяковой теме?  Ну, прежде всего порадовало то, что участие на 17-м МКС было бесплатным – и для издательств-организаторов стендов, для редакций, Союзов писателей и для самих посетителей. Это весьма своевременно, потому что платное участие давно себя коммерчески не оправдывает: книг-то образованные люди (как правило,  весьма небогатые) покупают все меньше, а цена на книги – продолжает расти быстрей стипендий, пенсий и  бюджетных зарплат. Но и на встречу с авторами люди не особо торопятся, а соберутся в выходной, придут – так попадут на баттл... Хорошо мне: выступил и помчался на вокзал, чтобы под ярким майским солнцем поехать на Волхов, в Старую Ладогу – первую столицу Руси. И там, на легендарной могиле  Вещего Олега нестихающий ветер с могучей реки в сверкающих полосах -окончательно развеял затхлые мотивы.

В крепости Старой Ладоги, где шумно метали копья и пробовали биться на мягких мечах оживлённые школьники, вспомнил, как миллиардер Владимир Зеленский, отвечая на статью Владимира Путина, заявил не так давно, что первые каменные стены были возведены в Киеве. Нет, основательные археологические экспедиции подтвердили, что Ладога основана не позже 753 года как центр славянских и финских племён, как крепость на важном торговом пути, а каменная фортификация IХ века стала первой на Руси, все остальные – хоть на век, да позже. Ну и недавно отреставрированный  Георгиевский одноглавый храм-воин - ещё домонгольского периода. По преданию, в прибрежном кургане и похоронен Олег – преемник Рюрика, основатель объединённого древнерусского государства. Вот какие нам завещаны исторические, географические и духовные пространства! Только осваивай…

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную