18.02.2023 г. СКВОЗЬ РОДНУЮ НОЧЬ Там фантастично тихо в темноте, Неповторимый лирик Николай Рубцов явился в сей суровый мир 3 января 1936 года, а обрёл вечный покой в крещенские морозы 19 января 1971 года, потому теперь начало года осеняет не ромашка, а «звезда полей во мгле заледенелой» и звезда Рубцова. С каждым юбилеем и памятной датой она всходит всё выше, происходит новое осмысление не такого уж и обширного, но бездонного творческого наследия поэта и проявляется его истинное значение для отечественной поэзии, для всего Русского мира. В это же время нарастает суета в мире нерусском. Меня всё больше занимает загадка, почему такие литераторы как Дмитрий Быков, Владимир Новиков, Эдуард Шнайдерман и другие - на дух не переносят Рубцова, но постоянно о нём говорят и пишут. Одна поправочка внесена, если кто заметил, а для меня она важна и многое объясняет: Бродский - маг, «грызун словарного запаса», как сказал он сам о Кушнере, уникальное вместилище версификационного мастерства, культурных кодов, ритмов и троп, но – не поэт в русском понимании, не властитель дум и выразитель сокровенных чувств. То есть – прямая противоположность Рубцову. И об этом точнее всего сказал мудрый критик, историк поэзии Лев Аннинский, когда объяснил всю разницу схожих по зачину и антуражу стихотворений – «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» Рубцова и «Ты поскачешь во мгле…» Бродского: «…Эту параллель охотно осмысляют многие исследователи (Виктор Бараков, Вячеслав Белков, Николай Коняев, Сергей Фаустов). Составлены даже сравнительные синхронные таблицы (этот – «матрос, кочегар, шихтовщик», тот - «матрос, кочегар, фрезеровщик», да чуть ли не в одно время); и изгнанники – оба, странники, люди «стороны», люди «края» (один изгнан из города в деревню решением «суда», другого в деревню из города гонит нужда. И ещё: оба чаяли оказаться «у моря», да оказались по-разному, и в разных морях. Да вот смысл скитанья противоположен. Бродский, разочаровавшись в идеалах «прекрасной эпохи», покидает страну с ненавистью к стране и эпохе - ищет места в подлунном мире. Рубцов, при всей горечи, иногда граничащей с ненавистью к тем, кого хочется «пырнуть ножом», остаётся в стране, а подлунный мир созерцает сквозь родную ночь...». Спасибо, Лев Александрович за этот образ – готовое название и этой статьи, и любой книги: «Сквозь родную ночь». Да, именно так и проходит светлым странником поэт сквозь мрак российской действительности - хоть «перед этим строгим сельсоветом», хоть мимо «разрушенных белых церквей». Но оценил не только народ, быдло, как выражаются либералы, или идиоты, если вспомнить интервью Дм. Быкова «Фонтанке («В России – 90 процентов идиотов»), но и профессионалы, знатоки и ценители поэтического слова. Я был потрясён, когда в перестройку принялся собирать материал и писать диссертацию о современной лирике и вдруг научно-скрупулезно убедился, что про «Звезду полей», вышедшей в «Советском писателе» в 1967 году 50-летия Великого Октября, написали практически ВСЕ литературные журналы – и правые, и левацкие, и почвенические, и космополитические. Невероятно! Натолкнулся сегодня в интернете на аукционный лот этой книжки в дурацком оформлении, кстати, но с автографом Рубцова – 690 000 рублей блиц-цена, если без торговли! А сегодняшние либералы, теряя окончательно читателей в новых суровых условиях, продолжают растерянно озираться на тень Рубцова, завидовать чёрной завистью и обосновывать свою мнимую правоту, по-местечковому объяснять необъяснимое. Ещё век назад Александр Блок в своей знаменитой речи, произнесенная 11 февраля 1921 года в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина, за несколько месяцев до своей смерти, сказал: «Порядок мира тревожен, он — родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том, что хорошо и что плохо». Порядок мира – снова зловеще тревожен и навязывать свои мысли истинному лирику – бесполезно и смешно. Меня искренне веселят подобные либералы, которые знают, о чём и как следует писать. Более того, наступают на горло другому из якобы благих побуждений, будто либерализм – это не свобода, а тотальный гнёт тех, кто знает, «как надо». Тот же Шнайдерман утверждает: «Его Русь была совершенно нереальная, выдуманная целиком. Он сам её такую в себе выстроил, из отдельных отзвуков, отблесков, обломков. Но строил — по чужому чертежу…». А тебе что?! – воспой свою – «реальную». Но в том-то и чудо, что если и был чертёж, то не Кожинов его набрасывал, а тот, кто несравненно выше. Неправославный Шнайдерман и его единомышленники почему-то считают, что знают подлинную Россию, не любя «эту страну», даже не догадываясь, что мир народных преданий, сказок, песен не похож на их затхлый и якобы правильный мирок: И снова душа не на месте, | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||