🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

12.01.2024 г.

ДРАГОЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ
Вступая в 2024-й - Пушкинский год

…Правда - самое драгоценное достояние наше. Говорить правду - это искусство, труднейшее из всех искусств, в чистом виде она неприемлема для обывателя.
Максим Горький

Ещё в декабре 1991 году после развала СССР Борис Ельцин провёл всего лишь заурядным постановлением Президиума Верховного Совета РФ отмечание Дня российской печати 13 января, в честь выхода в 1703 году первого номера основанной Петром Великим печатной газеты в России. Полное её название было длинным: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Главным редактором, по сути, был сам царь.

До этого все мы, пишущие и печатающиеся, широко отмечали День советской печати 5 мая, когда в 1912 году вышел первый номер газеты «Правда». Нам, писателям, надо помнить, что литературным отделом «Правды» руководил Горький, который из своих средств внес треть капитала, необходимого на издание большевистской газеты. Сам Горький к словам, вынесенным в эпиграф, добавлял растерянно в повести «В людях»: «Когда я рассказывал им о том, что сам видел, они плохо верили мне, но все любили страшные сказки, запутанные истории; даже пожилые люди явно предпочитали выдумку — правде».

Эту психологическую особенность русского человека учитывают многие медиа, но свою лепту в рассуждения внёс и премьер-министр Михаил Мишустин, который произнёс на вручении премий правительства в области средств массовой информации за 2023 год в преддверие Дня российской печати странный спич: «Правда – такое слово, вроде, простое. Малознание, оно рождает уверенность. А, наоборот, многознание рождает сомнения. И, чтобы развеивать эти сомнения, нужны профессионалы».

В принципе, лично для меня в этом витиеватом выражении ясны два посыла: нужны толкователи-пропагандисты, которые развеивают сомнения, и не нужна реалистическая литература, которая не плодит выдумки и красивые или страшные сказки, но обогащает знания о человеке и рождает новые сомнения.

Подтверждение? А вот сами репортажи федеральных телеканалов: дифирамбы награждённым коллегам - пропагандистам (я этого слова не боюсь и бранным его не считаю), и отсутствие внятного упоминания о том, что за большую работу по популяризации чтения среди детей и молодежи награжден коллектив Российской государственной детской библиотеки. Какое чтение? – телевизор надо смотреть!  И уж, конечно, полный молчок о том, что работникам издательства "Открытые системы" была присуждена премия за реализацию проекта "Литературная Одиссея" и активную работу с педагогическим сообществом. Правда, и мы, писатели, об этом проекте, увы – не знаем.

Так вот, вернусь к Горькому, который к словам, вынесенным в эпиграф, добавлял сетования своего героя из повести «Детство»: «Эхе-хе! Правил у нас много, а правды нет…». А сегодня, если честно, у нас и правды, и правил толковых - мало. Но правила и нормы - грозят найти и ввести. Так, председатель думского Комитета по культуре Елена Ямпольская, подводя итоги 2023 года, сказала в интервью «Парламентской газете»: «Собираемся вплотную заняться обеспечением законодательного регулирования книгоиздания и книгораспространения. Хватит спорить, какое ведомство должно администрировать данную отрасль. Главное, чтобы нормы были записаны четко».

Что значит - хватит спорить?! Ведь книгоиздание в широком смысле этого слова - не только издательства, машины печатные и даже не книжные магазины с библиотеками, а – прежде всего авторы, творцы, создатели книги! Что, Ямпольская разве не знает, как расходился без всяких «норм, записанных чётко» самиздат, без регулирования "книгоиздания и книгораспространения". А что уж говорить в век интернета? Значит, дело в разумном и действенном руководстве и этой отраслью, и творческим процессом. Но откуда ему взяться, если всё замыкается на странной структуре? - внутри технологического министерства цифрового развития застрял осколок ельцинской Роспечати в форме департамента книгоиздания и в лице Владимира Григорьева, которому пора на пенсию, если выражаться мягко.

Куда более разумные и важные пункты содержатся в предложениях для кандидата на пост президента Российской Федерации В. В. Путина, которые  были высказаны на съезде партии «Справедливая Россия за правду» членом фракции «СРЗП», народным артистом России Николаем Бурляевым (с некоторыми пропусками):

– Вывести культуру из рынка. Культура и рынок - не совместимы.
– Утвердить мировоззрение, идеологию государства.
– Увеличить госбюджет культуры с 0,6 % до 3% ВВП.
– Принять новый Закон о культуре.
– Реорганизовать Министерство культуры Российской Федерации, утвердив вертикаль власти и ответственность федерального органа за исполнение государственной культурной политики.
– Подчинить Минкультуры РФ литературу, телевидение и все сферы, относящиеся к понятию культура.
– Вывести “шоу-бизнес” за рамки понятия культура. Осуществлять государственное финансирование лишь мероприятиям, отвечающим требованиям государственной культурной политики.
– Воссоздать Государственный Комитет кинематографии и телевидения, наделенный ответственностью за исполнение государственной культурной политики.
– Учредить пост Заместителя Председателя Правительства РФ, отвечающего за культуру.
– Обеспечить гарантированным бюджетным финансированием основные творческие союзы России.
– Узаконить профессию писатель, обеспечив литераторов социальными гарантиями.

Жаль, что партия отказалась от участия в выборах, когда можно было в дебатах, в СМИ, в политической борьбе отстаивать подобные программы. Да, руководство понимает, что Путину нет альтернативы, но поддерживать ВСЁ, подпевать, в том числе, замшелым структурам вокруг президента и без них желающих – полно!

А Госдуме и комитету по культуре во главе с Е. Ямпольской есть чем оперативно заняться. Например, она пишет в ленте, что книги – очень дороги. Так снизьте ставку НДС. Книготорговые организация с 1 января 2021 года вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 % при реализации продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книг рекламного или эротического характера. Составлен бюрократический перечень.  Эта льгота, увы, не распространяется на услуги по изготовлению книжной продукции: такие операции по-прежнему облагаются НДС по общеустановленной ставке 18%. Очень много в стране в бедным населением! Конечно, Запад нам теперь не указ, но льготное налогообложение книжной и периодической продукции — норма для многих европейских стран. А рекомендуемая в ЕС ставка НДС на книжную продукцию равна 5% - как на хлеб. И это никак не зазорно позаимствовать. Не надо уподобляться прибалтийским союзникам Зеленского.

«Это нонсенс! Безумие!» - так эмоционально отреагировала на повышение налога на книги в Латвии Франсуаза Дюбрюй, исполнительный директор Европейской федерации книготорговцев. Еще в декабре прошлого года, после того как латвийское правительство подняло НДС на книжную продукцию с 5% до 21%, она от лица европейской федерации отправила запрос министрам финансов и культуры с просьбой обосновать, мягко говоря, странное решение и по возможности отменить его. Ответ из Латвии пришел только через два месяца. Бельгийку он обескуражил: «Повышение налога на добавленную стоимость было повсеместным. В других европейских странах тоже высокий налог на книги». На самом деле только Дания обходит Латвию по величине НДС на книги. Но там другая ситуация: в стране действует единый для всех товаров НДС - 25%. В Латвии же остаются группы товаров, к которым применяется льготное налогообложение. Книгами, в том числе учебниками, правительство почему-то решило пожертвовать. И при этом забыло, что средний уровень доходов жителей Латвии куда ниже, чем у подданных Датского Королевства. В остальных странах Европы НДС на книги в среднем составляет 5- 7% (в Испании, где широко празднуется День книги – 5%, в Бельгии - 5,5%, в Швеции, которая решила бросить большие средства на вооружение – всё равно 6% и т. д.).

Вот чем должна озаботиться Дума вместе с новым составом правительства, с новым распределением обязанностей, соответствующим реальной обстановке в мире и стране, ведущей не только СВО, но  и яростную гибридную войну. Ну, невозможно уже терпеть это безволие, и бестолковость, связанное прежде всего с отсутствием понятного центра информационной войны на культурном и медийном фронте!

Только что ушёл из жизни выдающийся русский творец, народный артист СССР Юрий Соломин. Во всех сообщениях и некрологах стала расхожей фраза: «От адъютанта до министра культуры России». Да, на излёте Советского Союза, на стыке 1990-1991 годов он стал министром культуры РСФСР – на тот период далеко не главная республиканская должность. Сам Соломин говорит: «Тогда, в начале 90-х, я просто больше освоил техники - в смысле указов, приказов, постановлений. А так, продолжая играть в театре, я жил не как министр, а как обличенный особыми полномочиями артист. У меня, как и сейчас, никаких приемных часов не было».

Тогда так можно было – государство упускало все вожжи руководства в культуре, да и во всей рушащейся идеологии. Кстати, в ноябре 1989 года - актер и режиссер Николай Губенко неожиданно для многих стал последним министром культуры СССР. В следующем году Губенко продолжил свое политическое восхождение – стал членом ЦК КПСС и вошел в Президентский Совет. Несмотря на свою колоссальную нагрузку, он тоже продолжал играть в театре на Таганке. где зрели свои скандалы. Губенко возглавлял Министерство культуры СССР до 28 августа 1991 года.  Всё это (два актёра – на высших культурных постах с театральным совмещением), как многие считают – было совершенно неправильным, губительным. Но в тот страшный период многое и так рушилось, а фигур, равной Екатерине Фурцевой – уже и в помине не было. Ладно, хоть советские актёры, русские мужики, которые в отличие от следующих министров, особенно Михаила Швыдкого – что-то полезное для национального творчества делали. Но сегодня-то, в условиях всепроникающей когнитивной войны иметь нынешний дамский минкульт и такое распределение неотложных обязанностей – просто преступление!

Ярчайший пример: «голая вечеринка» имени Ивлеевой. Все высказались, возмутились, довели до президента, приняли свои меры воздействия. Кроме… министерства культуры! А ведь в нем есть департамент государственной поддержки искусства, который отвечает «за сохранность и развитие всех видов искусств в России – музыкального, театрального, циркового, изобразительного». Есть его глава и Надежда Преподобная - статс-секретарь-заместитель министра, которая была переведена из Нижнего Новгорода и посажена в кабинет после ареста заместитель Светланы Яриловой.  Преподобная родилась в 1979 году ещё в Горьком (там особенно витали отзвуки могучего и правдивого творчества земляка), окончила юрфак Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Пусть не человек с культурным образованием, но она, например, проводит усиленно новую политику в социокультурной сфере, семинары по креативным или творческим индустриям (термин США с 2000 года) классифицирует это как новый тип развития культуры (?), где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий.

Так вот, к сведению Преподобной, «голая вечеринка» – это как раз креативный тип шоу-бизнеса и попсовой антикультуры с использованием новых технологий, которые тут, правда, против самих креативщиков сработали, потому что восстали здоровые силы общества. Именно их питает отечественная литература, верная классическим традициям.

Наступивший 2024 год – год 225-летия нашего гения, творца=-государственника, патриота-редактора Алекандра Пушкина – «умнейшего человека в России», по признанию императора Николая. Никакого плана по празднованию пушкинского юбилея ни от одной государственной структуры я не читал и не слышал.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную