Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

14.01.2015 г.

ПОЭЗИЯ И УЖАС
Год литературы и Украина

В поезде Киев-Ужгород, который увозил от ужаса бандеровской Украины скорее, скорее – к границам нормальной страны Венгрии, в купе впёрся виршеплёт в вышиванке, с ходу стал впаривать свои книги.

- Да мы по-украински не понимаем – отговорилась спутница, подозрительно косясь.

- А у меня и на русском есть! - с готовностью ответил Пётр Орлов, как напечатано на обложках книг.

- А ты откуда родом-то, Орлов? – вступил и я в разговор.

- С Крыма, с Евпатории.

- Не в гимназии имени Сельвинского  учился? - выказал я свои знания.

- Точно, - опешил он. – Только тогда она школой №4 звалась.

- А чего из Крыма уехал?

- Вам не объяснить: вы под колпаком лживой пропаганды находитесь... Мне хотелось писать свободно. Вам трудно в это поверить.

- Как не поверить… А если свободно про Россию что-то хорошее напишешь, напечатают?

- А вы тоже что-то пишете? Стихи, прозу? – ушёл он от ответа.

- Всё! Стелиться пора – сказала соседка.- Спасибо,  интересно познакомиться было.

- Знакомиться через творчество надо. Вот диск: 5 часов под музыку читаю. Музыка фоном идёт – к стихам. Продекларировал «Я их пишу душой»…

Представил это неумелое занудство по душам на 5 часов, отвернулся, уткнулся в нетбук.

Он ушёл, обиженный, а я стал думать о свихнувшихся людях: не зная собеседников – кто, откуда? – сразу: «Вы под колпаком». Мне студентка в университете рассказывала, что у неё знакомый парень в Харькове был. При личных встречах они киношные и книжные новинки обсуждали,  по мейлу шутили. После известных событий в Киеве и Харькове  – майданулся просто. Сама она улыбчивая, бесконфликтная, спорить не любит, но после письма с фразой: «Вы там перед сном на Путина молитесь!» - просто послала его подальше. Ну, можно ли такое себе представить: симпатичной и начитанной девушке такую бредятину городить?

Освободительные и очистительные революции, отечественные и священные войны рождали великие стихи и песни. Это относится ко многим странам, а уж к славянским странам, к Украине и России - в высочайшей степени. Поэтому первое время следил за публикациями поэтов на больную тему, папку специальную завёл. Одним из первых попало в неё письмо и стихотворение на всё откликающегося Евгения Евтушенко: «Дорогие мои киевляне, украинцы! Я сейчас преподаю в американском городе Талса в Оклахоме. Недавно перенес тяжелую операцию (Евтушенко ампутировали ногу – А.Б.). Буквально вчера у меня было хорошее настроение, ведь впервые после операции сам пошел на новеньком протезе. Но когда вернулся домой, включил телевизор... Мы с женой, не отрываясь, следим за всем, что происходит в Киеве, Украине. Настроение, конечно, очень переменилось», – пишет Евтушенко. Дальше он признался, что очень любит Украину, землю своих предков, и не спал всю ночь после того, как увидел пылающий Майдан, утром написал стихотворение, посвященное увиденному: «Государство, будь человеком!»:

Ненька предков моих – Украина,
во Днепре окрестившая Русь,
неужели ты будешь руина?
Я боюсь за тебя и молюсь.
Невидимками на Майдане
Вместе – Пушкин, Брюллов, мы стоим.
Здесь прижались к народу мы втайне
как давно и навеки к своим.
И трагическая эпопея,
словно призрак гражданской войны
эта киевская Помпея,
где все стали друг другу «воны».
Здесь идут, как на стенку стенка,
брат на брата, а сын на отца.
Вы, Шевченко и Лина Костенко,
помирите их всех до конца!..

Ну, и так далее. Во-первых, не надо становиться вместе с немцем Брюлловым на сторону националистов, которые считают, что укры  были раньше каких-то русичей: «Украина, во Днепре окрестившая Русь» (Выходит, что придуманная поляками Украина крестила Древнюю Русь, что не Олег Рюрикович пришёл с дружиной в Киев, а неведомые праукраинцы?), а, во-вторых, не знаю, как насчёт Шевченко, столько написавшего по-русски, что националисты его до конца не послушаются, а вот с ровесницей Линой Костенко попал Евтушенко пальцем в украинское звёздное небо. Самая известная современная поэтесса Украины - Лина Костенко, перешагнувшая рубеж 80-летия, презентовала свой первый роман в прозе с красноречивым названием "Записки українського самашедшего". Живой классик украинской литературы (ее произведения, например "Маруся Чурай", давно вошли в школьную программу) рассказала, что работала над книгой 10 лет, а написан ее роман от лица 35-летнего мужчины-программиста (первая фраза романа: «Я всегда был нормальным человеком»), который, с одной стороны, переживает личную драму, а с другой — последствия  всесветной глобализации.

«Шел миллениум, третье тысячелетие, нам говорили, что перейти этот рубикон очень важно, — такими словами презентовала писательница свой роман. — Теперь все об этом забыли. И сейчас в 21-м веке живут так же, как и в предыдущем. Я поняла, что мне ужасно хочется проследить, как человечество входит в миллениум. Буквально день за днем. Как входит Украина, как вхожу я в третье тысячелетие». По словам Лины Костенко, у нее набралось огромное количество материала, а потом началась долгая и кропотливая работа по систематизации, выстраиванию. Здание, признаемся, сразу оказалось обветшавшим.

«Записки українського самашедшего» вышли 10-тысячным тиражом, огромным для мало читающей вообще, а уж тем более по-украински страны. Её можно купить по всей Украине ориентировочно за 50 грн. Кстати, по словам издателя Ивана Малковича, "самашедший" в названии романа — это суржиковое слово, чтобы показать, что это именно украинский взгляд на мировое сумасшествие: «У нас такого еще не писали!».  К сожалению, Лина Костенко своими «Записками українського самашедшого» наглядно показала, насколько увлечение политиканством пагубно для истинного  поэта. И надо откровенно признать, что ее дебют в прозе вышел крайне неудачным, как бы ей ни славословила та же  Галина Гузьо, называющая Лину Костенко «одним із найбільших моральних авторитетів українців, совістю нашої нації».

 Критики-русофобы хвалят «совесть» за голую позицию: «Росію герой твору сприймає перш за все як загрозу. «Росія – це великий спрут. У всіх, до кого вона привалилася боком, мертвіє тіло нації». Треба відверто сказати, що це не просто думка персонажу. Це співзвучно тому, що думає сама авторка. Перевод:«Россию герой произведения воспринимает прежде всего как угрозу. «Россия - это большой спрут. У всех, к кому она привалилася боком, мертвеет тело нации». Так чего ж вы сами привалились и сосёте?

Как символ трагически попранной свободы слова буквально через страницу упоминается отрезанная голова убитого в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе. Фигурируют образы из поколения главного героя - «потерянного поколения», у которого «украл молодость» Советский Союз. Но и детям, которые живут в уже независимой стране, - ничуть не легче. Украину, как только она «освободилась», сразу же «украли» недостойные и правят ею, обирая народ. Сказывается «тяжелое советское прошлое»: наше украинское общество «посттоталитарное», «постгеноцидное», отсюда и постмодернистская гниль, - устами своих героев говорит пани Костенко. Украинцы утрачивают свою независимость. Вокруг сплошной театр абсурда, поэтому образы в романе не предполагают иной функции и иного чувства, как только показать трагизм и разочарование истинного патриота.

Заканчивается роман якобы оптимистически: приходит «оранжевая революция». Все герои, до этого разобщенные, растерянные и озлобленные, обретают и себя, и Родину. Ющенковско-тимошенковский Майдан становится «лекарем» как индивидуальной психики граждан, так и «психики» нации. «Оранжевая революция» (сегодня смешно читать!) спасает честь Украины перед Историей. Впрочем, это не конец. Лина Костенко не такая наивная, тем более сейчас, когда предательство «оранжевых» стало очевидно всем думающим патриотам. Материала ее личных дневников хватило и на второй роман. Ожидается, что он будет написан от имени женщины (видимо жены главного героя) и опишет украинское общество в период 2005-2010 годов. А кто ж опишет кошмар Украины после галицийско-американского Майдана?

Еще с советских времен считается, что Лина Костенко является одним из стойких носителей украинской национальной идеи. Ее ставили в один ряд с классиками украинской литературы, особенно часто сравнивая с Лесей Украинкой. Поэтому к ее словам кто-то будет прислушиваться, как к изречениям пророка. Но пророк настроен скептически: пани Костенко красочно описывает разложение общества на рубеже тысячелетий, а рецептов борьбы с этим – у неё нема. Вероломство политиков, продажность чиновников, тупость нуворишей, гниль «средних слоев» и беспомощность обычных граждан. Откуда-то пришел новый хозяин жизни - Рынок, который, видите ли, ничем не лучше «совка». Нет цензуры, но она и не нужна: можешь говорить что хочешь, тебя все равно никто не будет слушать. Чтоб слушали - нужны телеканалы и многотиражки, а они все в руках у частных хозяев. В эфир попадет только то, что не противоречит их интересам или интересам власти. Тривиально: Ленин куда раньше и ярче об этом предупреждал, говоря о власти денежного мешка. Что ж говорить о сегодняшнем страшном типе – Коломойском – м мешок, и хозяин эфира, и порождение сатаны? Господи, в противовес «антиукраинским силам» выведены  положительные политики: «наш нетипичный премьер-министр» (Ющенко) и вице-премьер «леди Ю». Они хорошие, потому что «за Украину». Весь вздорный роман «антиукраинские силы» силы угрожают премьера снять, а «леди Ю» тягают по судам и держат за решеткой. Естественно, потому, что они «за Украину». Люди, добрые, Лине Васильевне за 80, но телевизор-то она смотрит? Да и редактор мог мягко подсказать, что эти «за Украину» - её окончательно довели до ручки, разворовали, ввергли в унижение?  И ещё эту на ходу устаревающую ерунду сравнивают с бессмертными «Бесами» Достоевского»!

Приговор наиболее трезвых критиков и самого времени безжалостен: книга написана «шестидесятником», воспитанным в другую эпоху с иной моралью и нравами. Претензии Лины Васильевны во многом будут непонятны сегодняшнему молодому украинскому националисту. Это раньше считалось необходимым усвоить все богатства человеческой культуры. Сейчас украинское общество воспитывает национально-ограниченных людей, с детства вдалбливая им хуторянскую психологию, ограничивая их кругозор и мирочувствование.  Не потому, что такова национальная психология, а потому, что капитализм в западенском понимании и воспитывает такого «европейского»  потребителя, а пещерная националистическая идеология закрывает ему всякую дорогу к пониманию сложности бытия. На Украине воцарилось самое страшное: национализм без культуры -  хоть национальной, хоть русско-еврейской, хоть всемирной. Национализм советской поэтессы Лины Костенко был иным: она любила красоту и культуру всех народов, но более всего – украинскую. Нынешние не понимают и не принимают никакой – посмотрите на Тягнибока, Яроша, Берёзу. Если это – настоящие украинцы-патриоты, то я не верю в будущее этой лоскутной страны!  Лина Васильевна назидательно писала:

Не бійся правди, хоч яка гірка,
не бійся смутків, хоч вони як ріки.
Людині бійся душу ошукать,
бо в цьому схибиш — то уже навіки»

И  горькой правды не страшись ничуть,
Любых печалей, что текут, как реки,
А бойся человека обмануть,
Коль ошибёшься – то уже навеки. (перевод мой – А.Б.)

Поэтические декларации Лине Костенко удаются лучше, чем проза, которая, увы, обманывает доверчивого читателя.

Приведу ещё несколько поэтических творений, посвящённых многострадальной Украине. Вот русский замечательный поэт и прозаик Владислав Артёмов обращается к излюбленным образам и символам в стихотворении «Смерть дурака»:

Ты развейся, морок да туман,
Заплутала мгла в тумане вязком,
Как пошли славяне на славян,
Как сошлись под городом Славянском.

Прилетела смерть издалека,
От границ, от запада-заката,
Где садится месяц в облака
За садком вишнёвым коло хаты.

Кто б растолковал мне — так и так,
Вот лицо, а вот она, изнанка,
Отчего стрелял Иван-дурак
В дурака по имени — Иванко?

Бэтээры пляшут гопака,
Танк гремит, как старая бандура —
Угодила пуля в дурака
Сослепу, — на то она и дура.

И дурак закашлялся в пыли,
Пальцы его землю загребали,
А кругом славяне-москали,
Промеж пуль плясали да скакали…

Трагическое,  невообразимое ещё недавно зрелище и состояние!

Потрясённая Ольга Шмакова, с которой я познакомился на Волоколамском фестивале поэзии и песни, испереживалась вся и с началом боевых действий чуть ли не каждый день писала мне по стихотворению. Она родилась в рабочих Мытищах, училась в зооветеринарном техникуме древнего Волоколамска, работает по специальности в посёлке Новый Быт Чеховского района, но продолжает писать земные стихи, которые мы печатали в «Советской России». Трагедия Одессы, всей Украины - болью отозвалась в её материнском сердце под цветущей в холода черёмухой.

ТЕНЬ ВИЯ
Весна, весна... Как сотни лет назад
Цветущий май вишневым цветом молод.
Но с плачем птицы в воздухе парят,
И сердце жжёт черёмуховый холод...

Великий Гоголь, мне ответь с небес, 
Кто дирижёр кровавой жуткой мессы?
Второго мая что за страшный бес
Пытал огнём и жёг детей Одессы?

Я в первый раз не радуюсь весне -
На Украине покраснели реки,
И тихо-тихо, будто бы во сне
Я слышу голос: «Поднимите веки!..».

Великий Гоголь, ты всё это знал...
Танцует пламя адское фламенко,
В гробах, состроив ведьминский оскал,
Летают Фарион и Тимошенко…

Слава Богу, что одну фурию убрали из политики, не выбрали в депутаты, а вторую – «спасительницу» по книге Костенко – так задвинули в Раде, что и слова не дают!

Обратился к публицистике и лирик Геннадий Иванов, который после Одесской Хатыни тоже пытается увещевать собрата по перу, но уже не по духу.

* * *
      «Украина – це Европа,
        це – не Азия».
       Из письма из Харькова.

Це не Европа, Фёдор, не Европа.
Це Африка, це, друг мой, Сомали.
Наслушался ты, Федя, агитпропа
И сильно оторвался от земли.

Ты посмотри кругом и поразмысли:
Куда вас тащат? Стравливают, жгут…
О москалях вколачивают мысли.
В Европу вас не пустят и не ждут.

Вы им нужны лишь как враги России.
А вы и рады бегать и тусить…
Россия вам. конечно, не по силам,
Но будете пытаться укусить.

Зачем вам, Федя, эта роль собачки?
Зачем вам, Федя, жалкие подачки?
Да и Европа, Федя, уж не та,
И от неё у многих тошнота.
5 мая 2014

Нет, похоже, что уже ни Федю, ни других «европейцев» доводами – не прошибёшь.

Известный российский поэт, исполнитель авторских песен Александр Городницкий предоставил украинскому сайту право опубликовать свое новое стихотворение, посвященное событиям в Украине, которое было написано весной, до АТО. Автор взял в эпиграф строчку из Виталия Коротича, столько губительного сотворившего для развала СССР, для стравливания братских народов!

МАЙДАН
                    «Переведи меня через майдан»
                                                                  В. Коротич
Безбрежен океан людских страданий.
Реальность беспощадна и груба.
Дымятся баррикады на майдане,
Где льется кровь и слышится пальба.
Там лишь чужие поминают вины,
Там грош-цена потраченным трудам.
И, если, Боже, любишь Украину,
Переведи ее через майдан.

…И что б ни пели Рада или Дума,
Какую бы ни заплетали нить,
Не стоит подставлять себя под дуло
И на другого дуло наводить.
Нелегкий день сегодня нами прожит.
Нелегкий жребий нам судьбою дан.
И если ты Россию любишь, Боже,
Переведи ее через майдан.

А зачем Россию-то, Александр Моисеевич,  через Майдан переводить – тоже в огне и крови захлебнуться, как в Одессе?

Правильно написал  Юрий Щербаков из Астрахани про два Куликова поля, про битву за Русское Слово:

…Пускай не генуэзская пехота,
Но всё равно наёмнический сброд –
Неужто же ещё не понял кто-то,
Что лютый враг сегодня у ворот?

Что снова, будто встарь, судьба России
Решается на этих берегах?
Неужто всем народом не осилим
И нового нежданного врага?

Пускай князья продажные трусливы,
И всяк купец наживой обуян,
Но неужели под Славянском взрывы
Да не разбудят дремлющих славян?

Отдёрни, память, времени завесу,
Чтоб вспомнили мы вместе наконец,
Как штурмовали Харьков и Одессу
Наши полки. А с ними – мой отец!

В «Новой газете», как водится, наплевав на победы отцов, на всё святое и объединяющее, простебался Дмитрий Быков:

Смирись, майдановская рать: прикинь, спасет тебя Европа ль? Нет, я за то, чтоб все отдать, как вы отдали Симферополь: не продолжая непокорств, не повторяя Межигорий... Отдать, покуда Краматорск не превратился в крематорий; отдать Луганск без долгих слов, Донецк и Харьков, не оплакав; отдать Одессу, Киев, Львов, а если выйдет, то и Краков. Не потому, что так плоха родная ненька Украина, не потому, что с МБХ я выступаю заедино, не потому, что всех нагнуть я жажду мерою такою, — а потому, что это путь к ненарушимому покою.

И к вам, заморские друзья, я обращаюсь заедино: с Россией ссориться нельзя. Она ваще непобедима. Кто сладит с ней, с такой большой — в полях теряется столица, — с ее угрюмою душой, что даже смерти не боится, и не боится ничего, хотя врагов у нас несметно, — поскольку все давно мертво и потому уже бессмертно!

Судя по украинским СМИ и сайтам у Дм. Быкова много последователей и прямых учеников не по вербально-поэтической части, а по обсерально-политической. Вот, например, обыгрывает любимую песню Владимира Путина некто Юрий Нестеренко:

С чего начинается гадина? С креста перед входом в МИФИ,
С гламурной накрашенной курицы, которой политика - фи.
А, может, она начинается с завистливой злобы раба,
С мечты, чтоб соседу свободному скорей наступила труба?

С чего начинается гадина? С парадов и олимпиад,
С вельможно-холуйского барина, что лижет начальственный зад.
А, может, она начинается с дворцов и офшоров вдали
И с маленьких глупых гаденышей, что курс Селигера прошли?

Мерзкая переделка, конечно, но лагерь «Наших» на Селигере заслуженно уел: где же его питомцы на полях идейных и горячих сражений? Где воспитанники Суркова и Якеменко на государственных и боевых постах? Столько денег на них потратили и всё – в песок селигерского бора на Светлице!

Характерным и беспросветным подтверждением того, что обработка умов и молодых душ удалась, являются стихи на русском языке Татьяны Луповой с претензией на строки «Прощай, немытая Россия», охотно приписываемые Лермонтову либералами двух веков:

Привет, фашистская Россия. Послушай, путинская Русь.
В своей стране я не мессия, но и Иуды не боюсь.
Ко мне пришла ты с автоматом, закрыв чулком свое лицо.
Ты говоришь со мною матом, наполнив каждый звук свинцом.

Мои поля взрыхляя танком, ты сеешь мины вместо ржи,
Надев солдатские портянки, насквозь промокшие во лжи.
Да разве думал в сорок пятом мой дед, уставший от войны,
Что тот, кто был когда-то братом, сегодня враг моей страны.

Привет, фашистская Россия. Зачем тебе моя страна?
У Путина - шизофрения! Но ты же... Ты же... Не больна…

Да, пробивается живая интонация, как последний вздох загубленной души… А вот характерные стихи-диагноз, которые написал Тарас Лимпольц, перепутавший фашистов и бандеревцев, расстреливавших и травивших собаками украинцев и евреев с придуманным русским врагом:

Какие б ветры нам ни дули,
Какие б ни пестрели флаги,
На нас уже отлиты пули,
Для нас уже построен лагерь.

Все так же сытые жируют,
Но между звоном винных чарок
Они успешно дрессируют
На наши запахи овчарок.

Свобода - это не подарок,
Ее не выиграешь в карты,
Свобода не дается даром
К ней путь один - на баррикады!

Смотрите, не добавьте запахов на баррикадах – ни поносных, ни, упаси господь, трупных. Хотя они веют и над трагическими, сильными строчками. Например, над стихами Ольги Кашпор, украинской тележурналистки:

Мальчиков укрывают флагом. С головой.
Не вой, дура, говорю. Твой — живой. Живой.
Он такой же, как они — тоже рвется в бой.
Долго трубку не берет. Но не вой. Не вой.

Мальчиков кладут рядком. Прям на мостовой.
Лиц не видно. Не смотри. И не вой. Не вой.
Твой такой же — как они — на передовой.
Разбирает мостовую по кускам. Живой.

Мальчиков выносят строем. Траурный конвой.
Не считай. Зажмурься. Помни, Бог с тобой.
Он придет. Под утро. Мятый и седой.
Ты отпустишь снова. Просто жди. Не вой.

Жалко, что истинный, нервный талант отравлен губительной пропагандой…

Самым популярным и часто цитируемым стало антироссийское и довольно-таки напыщенное стихотворение украинской девушки по имени Анастасия Дмитрук. С ней стали дискутировать, чуть ли не вразумлять её, а она просто зарифмовало то, что витало в воздухе Майдана, было начертано на плакатах и произносилось хриплыми от простуды и горилки голосами:

Никогда мы не будем братьями
Ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными –
Нам не стать с вами даже сводными.

Как раз зачастую в реальности (а не для примитивной рифмы) матери у майданутых молодых, как и у российских инфантильных ровесников  - русские, а родина – точно одна: Украина – вообще пародия на Советский Союз с отделами пропаганды и в придуманном окружении неких врагов и мнимых «друзей».

Вы себя окрестили «старшими» -
Нам бы младшими, да не вашими.
Вас так много, а, жаль, безликие.
Вы огромные, мы – великие.

Наверняка Анастасия не слышала ни разу про старших братьев из России, никто так допотопно себя лет сорок уже даже в шутку не называет – нелепый штамп. Потом девушка и вовсе в азарте сбивается на другой адресат:

Никогда вы не будете братьями!
Нам нацисты — враги беспородные,
И не смейте себя, предатели,
Называть Украинцами кровными.

Так, это она, оказывается, жителей Новороссии, словно в бреду, клеймит? Как бы там ни было,  украинцев пока ещё много с обоих сторон - и нацистов, и антифашистов, а уж безликих-то… Посмотрите на Раду, на чиновников, на участников программы «Шустер-лав». Господи, из какого сундука их достали? Правда, и оппоненты их – российские депутаты и политологи на бесконечных трёп-шоу – ничуть не лучше. Кунсткамера!

Ведь это украинских политиканов припечатывала Юлия Владимировна Карпека на донбасских митингах, вызывая восторг своими немудрёными, но бьющими в точку стихами под аплодисменты и одобрительные возгласы многотысячной толпы:

Подлые нацистские уроды,
Грязные политики страны,
Это голос мой и глас народа -
Выходцам оранжевой чумы!

Разве можно верить скоморохам,
Сотворившим хаос и бедлам,
Обещаниям в рекламных блоках? -
Судят по поступкам и делам!

Нынешняя власть не для народа,
Горек вкус оранжевой чумы,
В большинстве моральные уроды,
Как достали нас нацизмом Вы!..

Прихвостень на Геббельса похожий
Яценюк продажный - помело.
Иль Турчинов словно хряк - О боже!
Да и гей Валерьевич Ляшко…

Не ахти стихи-то и рифмы неточные, а народ – заряжают и зовут к подлинной независимости, с проклятиями в адрес тех, кто хотел навязать славянам свою коломойскую волю - 

Оголтевших и в безумной злобе,
К власти рвущихся любой ценой,
Им ли думать о простом народе?
Так что выбор будем делать СВОЙ!

Выбирайте, люди добрые. А поэты - вам в помощь!

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную