Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

03.02.2015 г.

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕСНЯ

В своём сатирическом  и глубоком репортаже-памфлете  в духе Салтыкова-Щедрина из  МХТ - театра, носящего имя Антона Павловича сегодня уже как в насмешку, Владимир Бушин говорит о бездарном и запоздалом начале. Но, по моему убеждению, старт демонстративно был дан сразу с новогодней ночи. Впервые за последнее время Год литературы был объявлен президентом Путиным загодя, но ни один федеральный телеканал – не пошевелился. Разве по осточертевшим каникулярным телепрограммам  видно было, что мы вступили в Год литературы и 70-летия Победы? Ну, рванули эрнсты-добродеевы загорать на Канары – так сделайте работу заранее, проявите выдумку, сверстайте снятое до вас, подготовьте программы и экранизации классиков – дудки! – закормили пошлостью и нафталином. И про ведомства федеральные надоело писать. Вот передали туризм (в первую голову культурно-познавательный) в министерство культуры. Ну, так подготовьте, кураторы, программы по пропаганде литературных мест, закажите ленты, разработайте маршруты и рекомендации молодёжи, заложите в бюджет библиотеку книг, зовущих в путь. Их у нас – море! Ничегошеньки не сделано… И такие примеры могу приводить до бесконечности. А дежурные мероприятия с помпой и с распилом бюджетных средств и халявными фуршетами, дорогие вояжи одних и тех же персон за границу – посыпятся одни за другими, но при чём тут Год литературы?

Мне хотелось бы продолжить  безнадёжный разговор о самом древнем и любимом жанре поэзии – песне.  Помню, меня поразили точностью формулировки и весомостью примеров воспоминание Лидии Сейфулиной о Есенине: «У него была русская манера пения, о которой Лев Толстой сказал: это когда поется с убеждением, что главное в песне – слова».  Господи, о каких же благодатных и долгих временах это было сказано? Нынче всё не так! Окончательно добил новый проект канала «Россия» - «Главная сцена», где поют на английском или приблизительном русском и  кривляются юные исполнители, где ведущими выступили   «звезды российского шоу-бизнеса» – юморист Гарик Мартиросян и любимец тусовочной публики Григорий Лепс. Да-а, русская песня на ТВ как на главной сцене – похоже, обречена. 

Эфир Года литературы доказывает, что традиция подлинно поэтической песни — искореняется. Народная песня каленым железом выжигается на главных фестивалях и площадках. Мне кажется, на телеэкран выпускают сегодня только тех, кто предал русскую песню — ее напевность, задушевность, высокое нравственное содержание. Да просто смысл, в конце концов. Как филолог и фольклорист давно понял: песни Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, родилась в Московии – Алексей Мерзляков, Денис Давыдов, Аполлон Григорьев – вот кто её предтечи. Но у  нас в Татьянин день широко отмечается рождение  лишь одного и впрямь популярного барда - Владимира Высоцкого. На многих каналах, особенно на Первом – его поют весь день все, кому не лень. Но Александр Минкин в статье «Долгое сиротство» в МК вдруг принялся утверждать: мало вспоминают! Он истерично скорбит: «Скоро 35 лет, как страна осиротела. И не похоже, что нам — еще при этой жизни — будет дарован властитель дум и сердец». Уверяю:  вокруг меня множество людей разных возрастов и устремлений, для которых Высоцкий не является властителем дум, а уж тем более сердец! Мои студенты, например – будущие журналисты его мало знают, не могут процитировать, а уж постичь природу былой популярности - им вовсе не под силу. Это мы с поэтами раньше соберемся, начнём петь свои и чужие песни, и вдруг Валентин Устинов скажет: «Давай, Саня, эту: «От границы мы землю вертели назад…». Сейчас из молодых – никто не попросит! 

Но Минкин зачем-то и самого Высоцкого хочет представить как сироту казанскую: «…Этот гений создал невероятное богатство. Всего за 16 лет. Начал, грубо говоря, в 1964-м, а в 1980-м это счастье кончилось. Русский язык, русская культура, русское искусство, русский народ, русскоговорящий народ — Высоцкий всех обогатил. И за все 16 лет ни одного концерта с афишей...». Позвольте, но как же все афишные спектакли для русскоговорящего народа на Таганке, где он пел то от имени Хлопуши и советского солдата, то даже от лица солдата вермахта? Но кинофильмы «Вертикаль» и «Опасные гастроли» - разве это не популяризация?  Однако Минкин нагнетает: «Тупая власть (по которой сегодня многие стонут) душила таланты и возводила серость на пьедестал. Чего стоили советские министры культуры, мало отличимые от сегодняшнего». Но при советских-то культура – развивалась, сериал «Место встречи…» - снимался, любимовский театр гремел и гастролировал, а сегодня – чернуха, удушающий маскульт и жалкий постмодернизм. Власть – не тупая, а продвинутая, конечно - богатая, плейбойская, с гаджетами. И – ни хрена, кроме левиафанов и бездарных  песен нет!

Кстати, в правительстве больше всего Высоцкого любит вице-премьер Игорь Шувалов. Как сообщает гламурный сайт, поклонник живет по соседству с Сулейманом Керимовым на брежневских госдачах в поселке Заречье, слушает любимого Владимира Высоцкого, разводит кошек-сфинксов, но главная любовь — «Лисья Стая Габби Радость Эльфов», собака редкой породы «Вельш корги» по кличке Буся. Самым крупным заводчиком этой породы является британская королевская семья. Сам Высоцкий такого поклонника в прошлом – испепелил бы в песнях и личных высказываниях, а вот  доживи он до наших подлых дней… не знаю. Мне кажется, что он или бы повторил судьбу гребенщиковых-макаревичей, или, что вернее всего, уехал из страны – всё равно осиротил бы её, но бороться за справедливость – не стал. А может, снялся бы в «Левиафане»?

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сознался, что злоупотребил служебным положением и попросил своих подчиненных скачать ему пиратскую версию фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Из-за срочных дел не успел посмотреть фильм, но его «подчиненные пересказали ему содержание». Что, в лицах пересказали, с мизансценами? Какая талантливая пресс-служба! – в кино ходить не надо. Стыдно читать такие признания в духе старого еврейского анекдота:

- Хайм, как вам Карузо?

- Ха! Ничего особенного!

- Ви шо, слышали самого Карузо?

- Нет, мине Мотя напел…

Однако Пескову подчинённые так напели, что  пресс-секретарь считает: фильм должен быстрее появиться в российском прокате. То, что фильм уже вызвал острую дискуссию, по мнению Пескова, — «здорово». Не знаю, чего здесь здорового – скорее, клиника: одни возмущаются, на дух не принимают – другие злорадствуют и нахваливают. Кто как к России относится – так и к фильму Звягинцева. Нет тут никакого спора вокруг произведения искусства, а только политиканские страсти, подогреваемые СМИ.

В день вручения братьям Михалковым и Звягинцеву «Золотых орлов» ( и это «шедевры» Год культуры?) пришёл из Дома кино после показа там замечательного фильма «Охота жить» (режиссёр Сергей Никоненко)  по рассказам Василия Шукшина – попал на программу «Три аккорда» и жить не охота: в лучшее эфирное время Алёна Апина с оркестром, с подпевалками  выдаёт нафталинный блатняк: «А наш притончик гонит самогончик». Жюри – в восторге, ставят «тузы» - вместо баллов. Какой ужасающий контраст между искусством и непотребством! Вот в чём трагедия: прервалась песенная летопись страны и сокровенной жизни человека: или пошлый  шансон, или ностальгия по благополучным борцам с системой (Высоцкий, Галич, Окуджава), или голимая попса, звучащая бессмысленно, но вызывающе. Так, в новогодние каникулы дали в лучшее время юбилейный концерт Игоря Крутого. Он открывался издевательской песней на мрачном фоне кризиса, падения рубля, рухнувших планов  по поездкам: «Пусть тебе приснится Пальма де Майорка, В Каннах или Ницце ласковый прибой…». Такая вот демократическая  песня и прямо поддых!

Академик Дмитрий Лихачёв дал точное определение истинно народной, не обязательно фольклорной, песни: «Поющий поёт о себе, а  внимающий о себе же слушает». Все нынешние шлягеры – не о тебе,  дорогой читатель, и не обо мне – они не про нас, а про коммерческую тусовку, про бездумного потребителя  и  необразованного «хозяина жизни».  Поэтому эти песни не звучат в непьяном застолье, в яркой дороге, наедине с другом или любимой – они только фон бездуховного проживания. А ведь рождались и звучали с экрана совсем другие песни. Несколько лет я вёл на канале «Московия» программу «Русские струны» - о песенной поэзии. Какие несметные богатства открывались в прошлом и недавнем настоящем.  Мне нужна  была вступительная песня, и я примчался в Замоскворечье к  старшему соавтору и другу Александру Аверкину, которому в нынешнем феврале исполнилось бы 80 лет. Он ушёл в 1995 году, после грандиозного юбилейного вечера в Колонном зале Дома Союзов.  Сколько звёзд выступало, какие речи говорились! Владимир Жириновский привёл всю свою фракцию Госдумы и кричал на банкете, что песня «Мама, милая мама…» - лучшая песня всех времён!  Да, русская песня обладает удивительным свойством объединять людей - поющего со слушающим, солиста с подпевающим хором, наконец, композитора с поэтом и исполнителем. Потому и рождаются творческие и человеческие союзы, трогательные взаимоотношения. Несмотря на разницу в летах, таким соавтором-другом стал для зрелого мастера Виктора Бокова молодой Александр Аверкин - уроженец рязанской деревни Шафторка, сын погибшего за Москву фронтовика, паренёк из московского барака,  танкист и баянист Таманской дивизии, которому Боков за талант импровизировать дал на счастье новые стихи «На побывку едет молодой моряк». Её исполнила восходящая звезда Людмила Зыкина, которая вскоре стала женой Александра. Песня полетела в народ: «Её пели чаще, чем про шумевший камыш!», - смеялся Боков.

Земляк Аверкина по райцентру Сасово - Владимир Хомяков написал про это песенное трио:

Аверкин, Боков, Зыкина  –  
родные имена.

И в наше время зыбкое
ты помнишь их, страна…

Тут впору поставить знак вопроса: достойно ли помнит? Сразу просвещу немного читателей, почему же эти имена и сами выдающиеся личности сроднились. Виктор Боков незадолго до ухода вспоминал: «Я создал ансамбль частушки. Мне дали в аккомпаниаторы молодого парня — Сашу Аверкина, баяниста. Мы жили в подмосковном санатории, где директором была мать Маленкова. Да, мать того самого Маленкова. И она очень полюбила наш ансамбль частушки. К нам девки приезжали отовсюду частушки петь, главным образом с предприятия «Гжель», где посуду красивую делают. Собирались, пели. Сашка им аккомпанировал. Во! Я ему как-то и говорю: Саш, ты такой музыкальный, ты можешь писать песни. Я тебе стихи напишу, а ты попробуй сочини музыку… Получилась песня, а Зыкина эту песню запела… Это было году в 1957-м. И песня полетела!».

 А Людмила Георгиевна в очень личном письме (оно сохранилось, но не будем цитировать!)  любимому сообщает, что пела её с успехом в подмосковной Лопасне ещё в 1956 году. Впрочем, какую роль играют мелкие подробности - когда? Это журналистки любят с ними играть. Так, в «Комсомольской правде» одна из них написала по-кухонному: «Все мужья изменяли и оставляли Зыкину, не выдерживая ее сложный характер и полной самоотдачи в работе. О мужьях Зыкиной «Комсомолка» писала накануне ее юбилея, а после публикации нам позвонил один почитатель певицы и поведал, что на самом деле у Людмилы Георгиевны был еще один муж - композитор Александр Аверкин, подаривший ей ставшую популярной песню «На побывку едет молодой моряк». Незадолго до смерти Аверкин написал в своих воспоминаниях о том, что с Зыкиной их объединяли взаимная любовь и творчество». Открыли Америку! Просто никто из них не вдавался в интимное прошлое: это же люди другого – целомудренного – поколения! А ведь могла царица русской песни поприбедняться, что  жила какое-то время у Аверкина в бараке с его мамой, а он приезжал из части, и она к нему наведывалась в армию. В дальнейшем много чего было, их любовно-творческий  роман продолжался долго, если судить по письмам - до 1967 года да и потом – судя по тем песням, которые Зыкина записывала. Ведь это была не дешёвая поп-культура, а жизнь в песне! Вспомните зыкинско-аверкинские  признания: «Подарите женщине любовь», «Я тебя случайно повстречала» и  другие...

Какое-то время они были в размолвке - после книги моей коллеги по «Литературной России» - беспардонной Александры Пискуновой от лица Зыкиной, где дамы для красоты придумали: «Тогда молодой композитор прислал мне ноты песни «На побывку едет»... Саша героине позвонил и резко высказался на счёт этой лживой красивости. Он запретил ей петь ВСЕ свои песни, но помирил их… Виктор Боков. У него тоже был с Аверкиным ревнивый разрыв, когда Виктор  Фёдорович в Минкультуре на обсуждении «выпорол»  Сашу за песню « Мне березка дарила сережки». Потом, через несколько лет, истинный поэт признался, что был не прав, что он не хотел отпускать Сашу из-под своего влияния, боялся, что тот скатится в халтуру. И тогда добрейший Боков написал свой шедевр, не нужный ныне, не созвучный волчьему времени: «Учись людей любить». Это была первая песня, написанная Сашей после размолвки с Боковым и первая песня, которую он разрешил записать Зыкиной после разрыва. Вот что делала песня с людьми – и творцами, и слушателями! Кстати, Аверкин публиковал свои стихи в журнале «Москва», издал сборник, но всегда ценил высокую поэзию других.

Вдова Аверкина, его последняя любовь  Галина Васильевна,  дала фотографию 1952 года: Боков и Аверкин по краям, а в середине Александр Савватьевич  Абрамский - ученик Мясковского и Шапорина. Это был год, когда они познакомились и когда Саша поступил… в музыкальную школу Калининского района Москвы после приезда из Шафторки. Не в семь лет, как положено, а в 17! Он  с гармошки "пересел" на баян и за два года закончил пятилетний курс. В это же время он стал заниматься в секции самодеятельных композиторов при Союзе композиторов у Абрамского (1952-1955). Вот как работали творческие союзы с молодёжью!  Александр Савватьевич   стал для Саши поистине отцом родным. Воспитанник спал у него под роялем,  потому как в тесном бараке, где жила мать, у него место было на сундуке. Аверкин до последних минут жизни Абрамского относился к нему с сыновним почтением. Кстати, и с Зыкиной они познакомились у Абрамского дома – молодая певица приехала за песнями, а уехала от него с Аверкиным, который прибыл с новыми песнями в увольнительную из Таманской дивизии. Зыкина тогда уже работала в хоре Всесоюзного радио, а 55 лет назад она стала солисткой Москонцерта.

Хочу напомнить в год 70-летия Победы,  что Людмила Зыкина была настоящей москвичкой и представительницей славного поколения. До начала Великой Отечественной войны она училась в школе рабочей молодежи, а с 1942 года работала токарем на Московском станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. Тринадцатилетней девочкой помогала фронту, вносила свой посильный труд в общее дело защиты Родины. Одним из самых дорогих для Героя Социалистического Труда оставалось почетное звание «Заслуженный орджоникидзовец»,  присвоенное ей коллективом. После работы на заводе Людмила Зыкина стала санитаркой в подмосковном военном госпитале. Затем она трудилась швеей в больнице имени Кащенко. Скончалась Лауреат Ленинской премии в Москве в 2009 году в возрасте 80 лет. После смерти певицы осталось много дорогих сценических костюмов и украшений. В марте 2012 года наследник певицы, ее племянник Сергей Зыкин выставил на торги через аукционный дом «Гелос» ювелирные изделия, принадлежащие Людмиле Зыкиной, и 25 представленных украшений были проданы более чем за 31 млн рублей. Как сообщается, все вырученные от продажи украшений средства пошли на увековечение памяти певицы. Каким образом? – не уточняется.

Открыть музей, посвященный русской песни, собираются в помещении русского народного ансамбля «Россия», с которым певица выступала в последние годы. В этом здании располагался кабинет певицы, туда перейдут все ее сценические костюмы. Ремонтные и реставрационные работы здания театра начнутся уже в этом году. Запланировано его учреждение было еще при жизни Людмилы Зыкиной. Тогда же и вышло распоряжение тогдашнего президента Дмитрия Медведева о передаче ансамблю «Россия» здания дворца культуры. Оно находится в Москве на проезде Черепановых, в доме 24. Это здание построено ещё в 1904 году. Художественный руководитель ансамбля «Россия» Дмитрий Дмитриенко заявил, что проектно-сметная документация готова и капитальный ремонт осуществится с поддержкой министерства культуры. Дай-то Бог!

Прославленный коллектив под руководством замечательного музыканта Д. Дмитриенко откроет 14 февраля в ЦДРИ вечер, посвящённый 80-летию Александра Аверкина. В прошлом году мы отметили 100-летие со дня рождения Виктора Бокова. Снова зазвучат в исполнении народных артисток России, лауреатов премии имени Аверкина – Анны Литвиненко, Зинаиды Кирилловой Надежды Крыгиной, Светланы Игнатьевой, Олега Иванова и более молодых хранителей русской песни неповторимые произведения, многим из которых дала жизнь Людмила Зыкина.   На вечер приедут земляки Аверкина из Рязани и Сасовского района, где в последнее воскресенье июня пройдёт уже 18-й праздник народной культуры им. Аверкина. Для руководительницы администрации Евгении Рубцовой это главная забота и отрада года. Помню, мы с моими коллегами из проданного вскоре телеканала «Московия» запечатлели, как Людмила Зыкина сажает берёзку возле дома Аверкиных в Шафторке, и клянётся, что фестиваль будет жить, если берёзка приживётся. Она за минувшие годы стала сильной и красивой. Ну, и Сасовский фестиваль, конечно, выжил, хотя сама деревня вымирает, переходит на «дачный режим». Фестиваль ширится и совершенствуется, а ведь три или четыре губернатора сменилось, череда смутных выборов и неурядиц прошла, снова кризис накрыл. Эх, выживет ли песня про нас?

В Сасове создан музей Русской песни, который выстроен вокруг незабываемого земляка, он получал президентский грант, сумел расширить экспозицию. Воскликну для министерства культуры, которому передали туризм: какой маршрут пропадает «Моя песенная страна»!. Надо разработать его, внедрить и настоятельно рекомендовать всем творческим работникам, преподавателям, учащимся музыкальных школ: музей В.Ф Бокова в Язвицах (за Сергиевым-Посадом), музей  Песни ХХ века в Вязниках, где на Клязьме проводится Фатьяновский фестиваль, ну и Сасово на реке Цне.  Какие красоты, очаровательные реки и дали, народные промыслы, святые родники  и, конечно, истоки Русской песни! Мы с Александром написали для телепрограммы песню «Русские струны», которую замечательно пел Рязанский хор:

Надо петь и любить, и страдать,
Доверяться чарующим звукам.
Надо петь, чтоб успеть передать
Нашу песню и детям, и внукам…

Самая большая радость в парке Сасово — детишки, которые приходят на фестиваль с родителями и окунаются в чистую волну русской песни. Именем Аверкина названа Сасовская детская музыкальная школа, хор ветеранов войны и труда, улица в микрорайоне «Южный», в начале которой возведён красивый деревянный храм. Кстати, можно считать, что всех перечисленных выше творцов, как и Сашу с Людмилой Георгиевной,  повенчала Русская песня. Вот она-то про нас!

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную