Александр БОБРОВ, председатель оргкомитета Фатьяновского праздника

О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее следующее>>>

ОПОРА СВЕТЛОЙ ПЕСНИ
90 лет русскому запевале - Алексею Фатьянову

Юбилей замечательного поэта Алексея Ивановича Фатьянова, о котором Ярослав Смеляков сказал коротко и точно: «Русской песни запевала и её мастеровой», скромно отмечался весной. Поклонники его песен провели тёплый вечер в ЦДРИ, прошла телепрограмма на ТВ, но истинно народное чествование грянет в июле, на Казанскую – покровительницу бывшей царской слободы Вязники, где в городке над Клязьмой родился великий земляк. Этот город остаётся центром и опорой подлинно русской, поэтической песни, хотя отзвуки попсы и разрушительных нравственных процессов (в том числе в нашей творческой среде) врывается и сюда.

Духовный отец либеральных младореформаторов, профессор-одессит Евгений Ясин издал книгу «Модернизация экономики и система ценностей», в которой выдвинул в качестве первоочередной задачи коренное изменение культуры и традиционной системы духовных ценностей русского народа. Он хвалит правительство и президента за то, что они не тронули немыслимый в нормальной стране уравнительный налог в 13 процентов, одинаковый для олигарха и медсестры, предлагает увеличить пенсионный возраст до 65 лет, но сетует, что «институционные реформы продвигаются всё медленнее, встречая нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят». Мешают, мол, в этом пережитки, от которых русским людям необходимо немедленно избавляться. Какие же они? – соборность и любовь к совместной работе, убеждение, что не хлебом единым жив человек, доверие к сильному государству, самопожертвование ради других. В общем, все то, что помогло создать могучую державу, явить русское чудо и повернуть ход мировой истории. Наконец, родить величайшую культуру, в многовековом русле которой творил Алексей Фатьянов, утверждая в стихотворении «Рабочая весна»:

Не может быть забыто никогда

Из нашей жизни самой малой части,

Как штурмом брали трудные года

И по песчинки складывали счастье.

Нет, надо все это забыть, отрешиться от истории, традиций и обратиться к протестантской этике: «Либеральной продуктивной культуре, обычно связываемой с протестантской этикой, нередко противопоставляется культура непродуктивная… Новая задача состоит в том, чтобы, сохраняя самобытность русской культуры, поменять кое-какие традиции, препятствующие развитию и процветанию страны». Ну, под самобытностью понимается тут кокошники да квас. А сама культура, православная по сути? А мораль народа-труженика?

Алексей Фатьянов вместе со своими гениальными соавторами - Василием Соловьевым-Седым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым обладали даром поднимать лирическую, бытовую песню до духовных и задушевных высот. В знаменитой песне из кинофильма «Весна на Заречной улице» был второй куплет:

Мне всё здесь близко, всё знакомо,

Всё в биографии моей:

Дверь комсомольского райкома,

Семья испытанных друзей.

В сегодняшнем исполнении он естественно выпал - не худсоветы, а народ внес так называемую конъюктурную правку, а вот куплет, воспевающий созидательный труд, исполняется народом с воодушевлением:

Когда на улице Заречной

В домах погашены огни,

Горят мартеновские печи,

И день и ночь горят они.

Этой песней завершается в Вязниках праздник «На солнечной поляночке», тысячи голосов подхватывают слова песни и радостно поют про мартеновские печи, которые большинство и в глаза не видывали – неважно: горят, значит, продолжается неустанная работа на благо страны. И эту психологию народа-труженика, запечатленную в песнях Фатьянова, не вытравишь никакими либеральными призывами к продуктивности и эгоизму.

Любил Фатьянов и Вязники, и древнюю столицу – Москву, где раскрылся его талант, где создал он лучшие песни для кинофильмов и обрел всесоюзную славу. Выходец из мстёрского рода, уроженец Малого Петрино быстро усвоил и полюбил «наш московский говорок», влился в семью москвичей и с гордостью писал:

По походке и по песне

Ты узнаешь москвича:

Этот парень с Красной Пресни,

Тот с Заставы Ильича.

Теперь и Москва неузнаваемо изменилась не только по внешнему виду, который ужасает порой коренных москвичей, но и по духу когда-то самого яркого, истинно русского города. И теперь другие мысли сами просятся в строку: этот парень – из Тбилиси, тот – барыга из Баку…

В народном месяцеслове говорится про день апостолов Петра и Павла: «Пётр и Павел – час убавил», по народной примете: соловей после Петрова дня замолкает, подавившись наливающимся колосом. Но в славном городе Вязники на Клязьме как раз 12 июля в городском парке, на Солнечной поляночке зазвучали бессмертные «Соловьи» Алексея Фатьянова. Пел их и выдающийся коллектив – дважды Краснознамённый ансамбль имени Александрова, и совсем молодой исполнитель – Евгений Кочергин из города оружейников Коврова – победитель областного молодёжного конкурса лирико-патриотической песни, который тоже проходит в Вязниках на День России. В честь 90-летия А.И. Фатьянова грянул в 36-й раз Фатьяновский праздник поэзии и песни.

Праздник прошёл в нелегкие времена, некоторые пышные представления и шествия, особенно связанные с Днём города, пришлось сократить. Часть микрорайонов и предприятий не смогли с традиционным хлебосольством пригласить гостей. Например, ведущее предприятие города – завод осветительной аппаратуры «Освар», который давал 30 процентов всего бюджета, целиком зависит по заказам от автопрома, а тот в плачевном состоянии. Поэтому пришлось перейти на 3-5-дневную неделю, сократить около 1000 человек, занять людей на общественных работах. Но зато начали сносить ветхие дома первыми во Владимирской области. Так что трудности и проблески надежды – общероссийские, но Вязники по-прежнему неповторимы - они живут от праздника до праздника, готовятся к нему, ищут новые подходы и возрождают старые традиции. Открылась неожиданная выставка «Чай, чаёк, чаище», с утра в городском парке зазвенел новый районный фольклорный праздник «Вязниковские петровки» и продолжал шуметь «Город мастеров». Но, конечно, главные традиции здесь – песенные, духоподъёмные, созидательные. Фатьянов даже в поэтической форме требует от нас, от новых поколений, входящих в жизнь под наглую ложь СМИ и официальную пропаганду антисоветизма, верности делам отцов:

Не может быть забыто никогда

Из нашей жизни самой малой части,

Как штурмом брали трудные года

И по песчинки складывали счастье.

Накануне главного праздника состоялось торжественное открытие мемориальной доски почётного гражданина Яна Павловича Захарова, который 18 лет был первым секретарём Вязниковского горкома КПСС. Доска установлена на здании Школы искусств имени Льва Ошанина, которую и возвёл коммунист-строитель. Дворец культуры, целые кварталы тоже появились при нём, как и ставшая тесной гостиница, где живут гости. Её спешно возводили к приезду космонавта – дважды Героя Советского Союза Валерия Кубасова, который каждый год с тех пор приезжает на родину и встречается с участниками праздника у своего бюста, возле Аллеи славы. Кстати, гостей праздника приветствовали из космоса, с МКС, космонавты Падалко и Романенко - коллеги Кубасова. В этот раз Валерий Николаевич при встрече вдруг заговорил о самом земном и насущном на городище Ярополч: «Какие травы после дождей вымахали и не все скошены! Если не возродим сельское хозяйство – погибнет Россия…».

Меня попросили съездить вместе с певцами Андреем Савельевым – лауреатом премии имени Фатьянова и Татьяной Симушиной – лауреатом премии имени Александра Аверкина в старинное и когда-то процветавшее село Никологоры с двумя храмами, с двухэтажными домами, где шёл свой песенный праздник в отремонтированном доме культуры. Правда, рядом убивает своим видом замороженная пристройка для библиотеки и других очагов культуры. Сколько же певцов Владимирской земли съехалось сюда! – от детских коллективов до пенсионерских. Я был потрясён размахом многочасового праздника и сказал со сцены: «Перед отъездом в Никологоры включил телевизор в номере, днём шла по РТВ развлекуха «Субботний вечер», где выступали одни и те же персоны с нафталинными песнями, а такие же «звёзды» дежурно ликовали. Вышел с подтянутым лицом Валерий Леонтьев и заголосил «Мой дельтаплан» четвертьвековой давности. Неужели самому не надоело? Сколько замечательных песен - народных, советских, недавних - напрочь позабыты, сознательно вытеснены с экрана. Хорошо, что вы возвращаете их в жизнь. Мне вспоминается, как Алексей Фатьянов в 1959 году – в последнем году своей жизни – написал стихотворение «Пожелание», которое кончается пророческими строчками, обращёнными к любимой:

Помашу я рукой тебе издали.

И « до скорого», как говорят…

А в красивом твоём телевизоре

Пусть все лампочки перегорят.

Больше пойте сами и слушайте земляков, гостей праздника!».

Грянул шквал аплодисментов.

Они не смолкали и на многотысячной поляне, где почти семь часов (!) шёл главный концерт. Поэты читали новые стихи: Юрий Орлов председатель писательской организации соседней Ивановской области, Валентина Ерофеева-Тверская - председатель дальней Омской писательской организации, Геннадий Попов – председатель Орловской писательской организации, лауреат премии им. Фета, Валерий Латынин – руководитель программ Центра национальной славы России, москвичка и вязниковка по рождению Лариса Чечекина. То, что каждый праздник рождает новые поэтические строки – понятно, но поражает, что все последние годы звучат новые песни на малоизвестные, найденные в архивах стихи Фатьянова. Вот и нынче Валентина Варакина из Суздаля впервые исполнила песню с музыкой Владимира Карпова «Милая Настя», а заслуженная артистка из Химок Елена Калашникова исполнила очередную песню Юрия Бирюкова на стихи военной поры «Не ломай козырёк». Кроме того, многие исполнители от чувашского ансамбля «Шумерлиночка» до ивановского ансамбля «Песня» поражают новым и свежим прочтением песен, вошедших в золотой фонд народной памяти.

Поэт и прозаик из Мурома Юрий Фанкин прочитал новые стихи о том, что нас и свысока слушает Фатьянов, а раньше напомнил, что с его Муромской земли пришёл новый праздник любви и семейной верности - 8 июля в честь святых Петра и Февронии. Кстати, узнал, что во Владимире на регистрацию 8 июля записывались четыре пары (как немного!), но в последний момент две пары… передумали. А вот муромляне и те, кто едут заключать брак в город на Оке, «не подкачали»: здесь узами законного брака сочетались 17 пар (в прошлом году их было около 30 – неужели тоже кризис?). Выходя из здания муромского загса, каждый жених брал в руки невесту и та звонила в колокольчик: его специально повесили здесь год назад в белокаменной арке. Так молодожены просят благословения у небесных покровителей для дальнейшего венчания. После этого, также по заведенной в прошлом году традиции, в небо выпустили белых голубей.

Но лирика быстро сменилась горькой публицистикой: в праздничный день возмущённые муромляне устроили пикет у здания мэрии: горожане резко выступают против атомной стройки в 23 км от Мурома и 200 км от Владимира. О том, что на границе Владимирской и Нижегородской областей может появиться АЭС, начали говорить лет двадцать назад. Тогда, в конце 80-х, благодаря протестам жителей и полынному эху Чернобыльской трагедии, стройку начинать не стали. Но недавно проект Нижегородской АЭС реанимировали. Одно из предполагаемых мест строительства находится ниже Мурома по течению Оки, в Навашинском районе Нижегородчины. Понятно, что такая стройка у деревни Монаково, в сердце России, в регионе, который стараются сделать привлекательным для туристов и паломников, ну никак не вписывается в благостную картину с участием Светланы Медведевой.

А на Солнечной поляночке супруги Татьяна и Леонид Сыровы были награждены российской медалью «За любовь и верность». Кроме того, Леонид Иванович стал лауреатом премии имени Фатьянова «Соловьи, соловьи…» за воспитание юных талантов в муниципальном театре песни «Сюрприз». Две другие премии мы вместе с поющим главой Вязниковского района Евгением Виноградовым и внучкой поэта Аней Фатьяновой вручили артистке «Новой оперы» Наталье Кирилловой и известному нижегородскому поэту Валерию Шамшурину. Как исторический прозаик он подчеркнул в своём выступлении, что на таких праздниках, на перекрёстках памяти, особо вспоминаются все юбилеи года – 200 лет Гоголю и 210 лет Пушкину или 100 лет выдающемуся советскому композитору Мокроусову. Потому так естественно звучали и украинские песни в исполнении солиста Большого театра Андрея Валентия, и лирические песни нижегородца Мокроусова - соавтора Фатьянова в исполнении лауреатки прошлых лет Надежды Колесниковой.

Ясным признаком народности творчества того или иного поэта на Руси стало песенное бытование его стихов в самым разных слоях населения, причем, зачастую - без поминания авторства, как поют теперь чуть ли не все лирические стихи Есенина и Рубцова. Отбор производит лучший редактор – народ. Таким истинно народным поэтом-песенником и стал уроженец Вязников на Клязьме Алексей Иванович Фатьянов, о котором Ярослав Смеляков сказал коротко и точно: «Русской песни запевала и её мастеровой». Юбилей автора бессмертных песен – «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи…», «Горит свечи огарочек», «Три года ты мне снилась», «Над Россиею небо синее», «Тишина за Рогожской заставой…» и многих других (200 песен этого красивого человека и удивительного творца, который умер 40-летним, улетело в народ), скромно отмечался весной. Поклонники бессмертных песен провели тёплый вечер в ЦДРИ, прошла телепрограмма на ТВ, но истинно народное чествование грянуло именно здесь, на родине, на одном из Венцов. Под прояснившимися небесами выступал ещё один выдающийся коллектив - хор имени Пятницкого, поклонников песни радовали народные артисты - Валентина Толкунова и Наталья Варлей, композиторы Евгений Крылатов и Олег Иванов.

Кстати, в условиях кризиса многие известные исполнители и даже могучие коллективы снизили свои гонорары, и потому организаторам удалось привлечь столько известных гостей, даже идолов публики. Зато попросили уменьшить делегацию поэтов и исполнителей, нужных для пропаганды современной поэзии. В этих условиях нам тем более надо держаться дружнее и ставить во главу угла только творчество, а не личные амбиции. Между тем, на Фатьяновском празднике берутся от имени Союза писателей России «рулить» приезжие особы, которые уже и отношения к нему не имеют. В результате каких-то интриг и уговоров отдела культуры в программе праздника появился немыслимый перл: «Московский блок Союза писателей России. Ведёт… Валерий Шамшурин из Нижнего Новгорода». На сцене мэр Евгений Виноградов резко заметил мне: «Что ещё за странные блоки Союза писателей? У нас единая программа. Пусть уважаемый нами Шамшурин выступает как поэт, а уж доведём праздник мы».

Как бы там ни было, много замечательных песен прозвучало по контрасту с тем, чем пичкают нас в дежурных телепрограммах, в громких, но безликих телеконкурсах. Вот недавно в Москве, на гей-параде «Евровидения», за Россию пела украинка Анастасия Приходько песню «Мамо», а ведь на национальном отборе, кроме заштамповавшейся Валерии с бездарной песней на английском, и конкуренток-то у неё не было. Полный творческий крах на фоне броских шоу и огромных гонораров и расходов – 50 миллионов в кризис в «Олимпийском» ухлопали! А каков урожай да и сами песни? – нечего, по существу, запомнить, только о средней песенке симпатичного Рыбака и твердили… И вот думаешь: ну, хотя бы в пустыне этого полного безрыбья, для контраста, для отголоска реальной жизни показали бы фрагмент народного Фатьяновского празднества, торжества первозданной песни. Дудки! Все схвачено, поделено, задушено пеньюарами Пугачевой и стоящей за ее пышными формами рати, которые умудрились, как я писал, даже Страстную неделю юбилеем примадонны испоганить в честь 60-летия, выдавая её чуть ли не за воплощение национальной идеи. Кощунство…

Третий год на Фатьяновском празднике появляется настоятельница Благовещенского монастыря - матушка Серафима. Главный собор обители всегда архитектурно украшал центр Вязников, именно в нём располагался краеведческий музей с большой экспозицией, посвящённой Фатьянову. Теперь всё стало на свои места: десять лет назад монастырь был возрождён, уютная обитель хорошеет, игуменья даже начала писать духовные стихи, издала книжечку «Сокровенное», а в бывшем доме Фатьяновых наПушкинской улице работает единственный в России Музей песни ХХ века с мемориальным кабинетом Алёши. Перед музеем прямо под открытым небом тоже прошёл поэтический вечер, на котором почему-то больше выступали приехавшие гости, а ведь под сенью вязов сидели вязниковские поэты, которые тоже хотели почитать свои стихи. Увы… Какие-то писательские нестроения и тщеславные поползновения вносят разлад даже в наши собственные ряды. Как всё это мелко и неприглядно пред светлым ликом фатьяновской Песни, отразившей лучшее, что есть в душе русского человека – жажду созидания и справедливости, чувство долга и бескорыстного товарищества, верность Родине и любимой.

Он постиг судьбу народа,
В душу русскую проник –
Девятнадцатого года
Самый певчий призывник.  

Стаи птиц за тучи скрылись,
Но светло поёт народ.
Несмотря на общий кризис,
Праздник всё-таки идёт –

Вверх от Вязников на Клязьме
До истоков под Москвой.
Наш народ – какой он? Разный.
В лучших песнях – вот такой.

Владимир-Вязники-Москва


Комментариев:

Вернуться на главную