Алексей БУСС (Саратов)
Давно смотрю на мир обочинный, Но всё же неправ я, прости, Ваня! Певец обочины, неочевидной и малозаметной красоты повседневности, всегда выходящей в его стихах куда-то за космический окоём, Иван Васильцов, конечно более всего — современный русский поэт. А если не более, а менее, а если ближе туда, к корням, к исконному? Где для Васильцова: Даль, прирожденная, как боль, Уже костёр залили Уже листок на ветке Или вот такое, звонкое, как всплеск блесны по тугой волне, и глубокое (не по годам автора, двадцатилетнего тогда!) как омут под яром: Удачливая снасточка Слова те, дымкой стёртые, Но не Волга-река как таковая, а волжскость стала основой поэтики Ивана Васильцова, та извечная почвенная хорда, тот созерцательный, непридирчивый взгляд на мир, всегда свойственный людям, живущим у больших рек. «Если долго и терпеливо сидеть на берегу реки...» — придумал как-то надёжную стратегию китайский военачальник Сунь Цзы, будучи, вероятно, более рыбаком, чем солдатом. Будучи более волгарём, чем просто рыбаком, Иван Владимирович Васильцов уже в юности очень широко раскинул сеть своего поэтического дарования. В авторском предисловии к «Дубовому мечу» он сходу декларирует: «Мне кажется, облик и жизнь поэта должны объяснять его произведения». Наверняка тогда, на рубеже бурных 1980-х с ещё более бурными 1990-ми, не один редактор усмехнулся залихватской смелости молодого автора, подумав что-то вроде «Ну, жизнь-то покажет...». Любить, как Некрасов — трудно. Это не пасторальная любовь к лугам, кукушкам и тихим плёсам. Волга — она, кажется, сама противится такой любви. Волга — это не гусиные заводи и жердевые мостки малых рек. Волга — это суровые пеньковые канаты, это мозолистые руки, это мазутные пятна. Волга — это уже с позапрошлого века большие промышленные и торговые города, это богатые церкви, но и — чёрные кабаки, это великие писатели, художники, актёры, но и — бурлаки, лихие ватажники — речные пираты, легендарные, песенные подорожные разбойники. Я тебя ненавижу Или это: Вечная двойственность в отношениях с Отчизной, исторически неразделимая, как грубость и ласковость листьев мать-и-мачехи, — самая, наверное, больная и самая сокровенная часть души любого русского творческого человека. Она, конечно, оттуда, от Некрасова, любившего Волгу своего детства и ненавидящего её несправедливую, бурлацкую. Но это ещё и из более ранних времён, от неустроенности Тредиаковского, от горького зубоскальства Баркова и, конечно же, от пушкинского: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног...» (Вяземскому), и его же: «... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество...» (Чаадаеву). А современный «блаженный Николка», рок-юродивый Фёдор Чистяков, будто бы вторит и Ивану Васильцову, и всем их знаменитым предшественникам: Пусть близки мы к земле, Припять-река права: И это — не циничная словесно-смысловая эквилибристика постмодерна, это — давление знания, прочтённых книг, усвоенных уроков, характерные черты зрелого писателя... Не убывай, полоска узкая, Никуда не деться от этого Ивану, по себе знаю — филология — она как добрая прививка, остаётся в крови навсегда и постреливает время от времени антителами скрытых цитат, неожиданных сравнений, метафор, что пляшут от чего-то, что, может быть, казалось ненужным и замшелым в студенческую пору... А вот, вслед за филологией, окажется нужным и полузабытый урок истории: Через державинское «Что ты заводишь песню военну / Флейте подобно, милый снигирь?» мы подходим к какому-то другому, вроде и не военному, а всё же фронту. Вот и лоток, не последний, а — «пограничный», и снежок «оцепенел», как на нейтральной полосе... И бытовая вроде бы зарисовка становится почти что кроками боевых позиций, торопливо набросанными на положенном на колено планшете. Наших позиций, русских, как при Бородино, где птичками флешей — книги, коробочками редутов — свежая земля прозы, а квадратами каре — строфы стихотворений. Ведь в этом же стихотворении-триптихе, что называется «Памяти отца», выше читаем: …Всё это вместе – баppикада, На баррикаде волжской литературы Иван Васильцов начинал Гаврошем, ныне же стоит на правом флаге старой гвардии. Время течёт неумолимо и незаметно, так же как наша великая река, но есть в этом и свои преимущества. Ныне волжские воды крутят турбины электростанций, дающих свет, как когда-то реки вращали колёса водяных мельниц. Помните, как говорилось в той средневековой поговорке: «Мельницы Господни мелют медленно, но мука — отличного помола». Мельница мастерства Ивана Владимировича даёт ныне только высококлассный продукт, а турбины его таланта вышли на полную мощность, чтобы долго ещё давать свет доброго русского слова. А иначе и не могло быть, ведь с ним, а значит — и с нами, его читателями, его соратниками, его друзьями — Солнце, солнце, которое — Бог, солнце, которое — слово, солнце, которое — тепло... Иван Васильцов так сказал об этом: Остекленевшими кpылами, А ещё Иван Владимирович негромко перекликнется в новой подборке со своей первой книгой, с заглавным её стихотворением: Я огляделся: свежих пней — И будто вспоминая себя давнего, отзывается Васильцов-сегодняшний, навидавшийся и свежих пней, и чёрных дней, но всё ещё уверенный, что леса отечества, малого и большого, реки его, поля и слова, до самой последней кривой избушки, до короткого отчаянного междометия должны быть под защитой поэта: За гранью окраина наша Алексей Бусс – родился 1973 году в г. Тахиаташ Каракалпакской АССР, окончил Акмолинский государственный университет (филологический фа-культет). Автор шести книг стихов и прозы, вышедших в издательствах Саратова, Самары и Энгельса, прозаических, поэтических и публицистических публикаций в литературно-художественных журналах «Нива» (Казахстан), «Саратов литературный», «Волга – XXI век», «Эдита» (Германия). Член Союза писателей России, лауреат литературной премии им. К. А. Федина. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||