11 мая исполняется 9 дней со дня смерти выдающегося русского поэта Геннадия Фролова

Геннадий ФРОЛОВ (31 января 1947 - 3 мая 2021)

Не заплачу и не затоскую...

* * *
Час за часом, день за днем, 
Год за годом, век за веком 
Все, нам кажется, идем 
Мы путем как будто неким. 
Все-то мнится нам - вдали, 
За иссякшей силой взгляда, - 
Тем - спасение земли, 
Этим - только тьма распада. 
Хоть и знаем, вдаль спеша, 
То, что всюду неизменно 
В каждый миг несет душа 
Их в себе одновременно. 
Что не завтра - там, куда 
Увлекает нас движенье, 
Здесь, сегодня и всегда, 
Нам даны они с рожденья. 
Что пространства в мире нет, 
Что и время преходяще, 
Что грядущей жизни свет 
В нашем светит настоящем.
1991

* * *
Как можно требовать от других 
Того, что сам им не можешь дать? 
Что же, давай выползай, мой стих, 
Из того, без чего не видна звезда. 
А звезда не видна без кромешной тьмы - 
Разве от света отделишь свет? - 
Где вы, страдавшие на земле умы, 
Сердца, прочертившие в мире след?

О вас сказать бы - да слов не найти. 
О себе подумать бы - да мыслей нет. 
Снова белая яблоня стоит на пути, 
Снова с розовой вишни слетает цвет. 
Пробивается из лиловой грязи трава, 
Огуречник шершавый запахи льет. 
И такая над садом нежная синева, 
Что ни час не важен, ни день, ни год.

Только теперь я понял в этой глуши, 
Отчего блажен тот, кто духом нищ, 
Когда все грехи, что я совершил, 
Вошли в назем, как зола с пепелищ. 
Наконец-то ни каяться я не хочу, 
Ни лелеять в сердце к себе былому месть, 
И впервые не страшно мне знать, что вручу 
Господу душу такой, как есть.
1990

***
От солнечных ярких пятен 
Стал сад предвесенний сыр 
И беден, и необъятен, 
Как весь этот Божий мир.

Как мир этот Божий, где мы, 
Хотя и видны пока, 
Не более, чем поэмы 
Зачеркнутая строка.

Строка, вариант которой 
Не плох был, а между тем 
В поэме уже готовой 
Иначе звучит совсем.
1990

* * *
Убегают к лесу провода,
В пятнах снега мартовское поле.
Родина моя, моя беда,
Не свободы ищем мы, а воли.
Ну, а воли хватит у тебя,
Разве жаль тебе ее для сына! –
Родина моя, моя судьба,
В сумрак уходящая равнина.
Там, где рельсы высветлил закат,
Где торчит шлагбаум одноруко,
Снова видит пристальный мой взгляд
С фонарем стоящую старуху.
По ветру седая вьется прядь,
Гнется воротник ее шинели.
Ей ли о грядущем горевать,
Прошлое отплакав еле-еле!
Налетит грохочущий состав,
Торопливо мусор закружится.
Хорошо, от странствий приустав,
Никуда душою не стремиться.
Тонет поле вязкое во мгле,
Тонет радость краткая в печали.
Вот уже, как уголья в золе,
Над землею звезды замерцали.
Ничего не пожелаю вновь,
И былых желаний слишком много.
Родина моя, моя любовь,
В никуда ведущая дорога.
Добреду до мокрого леска,
Все свои припомню пораженья.
Родина моя, моя тоска,
Нам и в воле нет освобожденья.
Попрошусь к старухе ночевать,
Встану на бессолнечном рассвете.
Ничего не надо понимать,
Ни за что не надо быть в ответе.
Надо в печь поленья подложить,
Пусть зайдутся в пламени и дыме.
Невозможно в мире заслужить
Благодать деяньями своими.
В жажде справедливости о зле
Что твердить с отчаяньем и жаром! –
Ведь совсем недаром на земле
Все, что надо нам, дается даром.
Выйду, сном коротким освежен,
И пойду на дальние березы.
Родина моя, несмолкший звон,
Ветром осушаемые слезы.
Как с тобою песню мне допеть,
Как высокий голос твой дослушать,
На твоем просторе умереть,
Одинокой думы не нарушить?
Не боюсь ни жить, ни пропадать,
Мы с тобою оба одиноки.
Родина моя, больная мать,
Ни к чему загадывать нам сроки.
Или небосвод над нами пуст,
Чтоб была погибель нам случайна?
Родина моя, нелгущих уст
Словом заповеданная тайна.
1990

***
На тему вечную предательства
Я ничего не написал
Не оттого, что это качество
В самом себе не замечал;

Нет, с первых дней существования,
С полузабытых детских дней,
Я предавал до содрогания
Себя и близких, и друзей;

Я предавал траву с деревьями,
Ночную тьму, сиянье дня, -
Все, что однажды мне доверилось
Иль положилось на меня;

С какой-то спешкой оголтелою,
Как бы боялся не успеть! –
Вот так я делал, так я делаю,
И так я делать буду впредь,

Все нарушая обязательства,
А потому, пока дышу,
На тему вечную предательства
Я ничего не напишу.
2001

* * *
Луна замерзает, как белая мышь,
В сугробы уходят дома.
И вьется поземкой с синеющих крыш
По комнате грязной зима.

Она наметает сугробы в углах,
Морозным трясет рукавом,
И, как сумасшедшая, пляшет впотьмах,
Свивая пространство жгутом.

От двери до окон не сыщешь следа,
Как пестрый лоскут, тишина
Трепещет от ветра, и снова беда,
Как запах мимозы, нежна.

И смерть, соболиную выгнувши бровь,
Глядит на страстей кутерьму,
Где мир из безумья рождается вновь,
Чтоб вновь устремиться к нему.

***
Я повторяю вновь -
Горька моя судьба: 
Слаба моя любовь 
И ненависть слаба.

И чувства, и ума 
Во мне лишь тени тень. 
Как нищему сума. 
Безрадостен мне день.

Как узнику тюрьма, 
Безрадостна мне ночь.
Душа себя сама 
Не может превозмочь.

Я в сытости не сыт 
И в пьянстве я не пьян. 
И только едкий стыд 
Мне полной мерой дан.
1992 

* * *
Ничего не надо, кроме, может, 
Тихого спокойствия в душе, 
Чтобы, жизнь минувшую итожа, 
О небывшем не вздыхать уже.

Мой ли с миром путь не одинаков! 
Чем же всех других виновней я? - 
Боже, Боже звезд и хлебных злаков, 
Пощади меня и муравья.

Пощади меня и эту в поле 
Чистую без тени синеву. 
Дай мне без уныния и боли 
Видеть то, что вижу наяву.

Или дай забыться мне во мраке, 
Кануть в ночь без слова и огня, 
Чтоб, как спящих хриплые собаки, 
Сны земли не мучили меня.
1992

***
Птичий свист не тревожит пространство,
Нет на кладбище ни деревца.
Только бабочка с нежным упрямством
Все кружит и кружит у лица.

Близко так, что касается кожи
Ее крылышек тонкий атлас.
Словно хочет открыть и не может
Мне какую-то тайну о нас.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Упала башня Вавилона, 
И прокатился над землей 
Объединяющего стона 
Уже разноязыкий вой.

И пыль все тучею объяла, 
И каждый к каждому взывал, 
Но горло звуки искажало, 
И слов никто не понимал.

Когда ж опять пробилось солнце, 
То, на все стороны земли, 
Как от иссохшего колодца, 
От башни люди побрели.

Они брели, таясь друг друга, 
Пожитки жалкие влача; 
Сходясь же вместе - от испуга 
Невольно пятились, рыча.

Язык звериный стал им ближе, 
Чем человеческая речь, 
Которой в гордости бесстыжей 
Они не думали беречь.

Но поколение сменялось 
За поколеньем. Шли года. 
Уже потомкам представлялась 
Все поправимее беда.

И терпеливо постигали 
Они чужие языки, 
И снова башни воздвигали - 
Бесчисленны и велики.

Но меж камней столпотворенья 
Всходила прежняя трава. 
И лишь иллюзию общенья 
Давали мертвые слова.

И снова башни разрушались, 
Народ вздымался на народ. 
И снова в мире воцарялись 
И страх, и гибель, и разброд.

И жив он - явно или тайно - 
В нас древний Вавилон досель! 
И не случайно, не случайно 
Вскипает войн гражданских хмель!

И льются крови братской реки, 
Пожар вздымается, багров! 
И на земле уже вовеки 
Не отыскать всеобщих слов.

Разрушено единство мира, 
Распалась родственная связь. 
Здесь каждый сам себе кумира 
Творит, чужого убоясь.

К кому мы руки простираем, 
Как дети малые впотьмах? 
Ведь мы других не понимаем 
И на родимых языках.

Да что - других! Когда мы ночью, 
Край одеяла теребя, 
Порою из последней мочи 
Понять стараемся себя,

Мы постигаем в потрясенье, 
Что нам невнятен наш язык! 
И в немоту, как бы в спасенье, 
Бросаемся, зажавши крик.

И пьем забвенье полной чашей, 
Покуда тяжкий длится сон, 
Пока для строек новых башен 
Нас не разбудит Вавилон.

И мы, проснувшись на рассвете, 
Сумеем вновь не замечать, 
Что нет в нас слов себе ответить 
И нету сил, чтобы молчать!..
1989

***
Этот мир в его основе,
Где с тобой нам вышло жить,
Никогда мне, право слово,
Не хотелось изменить.
Как бы ни было нам горько,
Сердцем верил горячо,
Что и тьма темна постольку,
Есть поскольку свет еще;
Что мучительное горе — 
Тоже счастье — и одной 
Их несет на берег море 
Набегающей волной.

Их слиянье нераздельно — 
Так зачем же ты опять 
И напрасно, и бесцельно 
Их пытаешься разъять? 
Неотъемлем смех от стона, 
И прекрасен без прикрас 
Мир, где слезы Антигоны — 
Слезы радости для нас;
Где не знаем мы, страдая, 
О страданиях своих, 
Что, быть может, жизнь иная 
Обретет опору в них.
1980

***
Много мелких сыпучих предметов
Надо в доме иметь, чтобы он
И зимой, и весною, и летом
Был хранением их поглощен.

Чтоб не ведал он времени знаться
С пустотою бесплодных затей,
Чтобы было ему, чем заняться
Среди долгих осенних ночей.

Я в примету уверовал крепко,
Я в коробку свалил для него
Груду пуговиц, кнопок и скрепок,
И еще там не знаю чего.

И теперь, как свихнулась эпоха,
Под которую время ушло,
Он один, как бы ни было плохо,
Мне внушает, что все хорошо.

И в ответ на глухие стенанья
Моему повторяет уму,
Что ничто не грозит мирозданью,
Если есть о чем думать ему.

Что уж если чего по привычке
И бояться до смертной тоски,
Так того, что вдруг кончатся спички,
А не мир разлетится в куски.
2001

* * *
Снег в саду синей, чем молоко, 
Розовато-мокры ветви вишен. 
Сер восток, но запад - высоко - 
Словно огневым узором вышит. 
Запах талых почек и воды, 
Лужи, подмерзающие к ночи. 
За день не свершенные труды 
Тяготят сейчас меня не очень. 
Может быть, не стоило бы мне 
Этой беззаботною печалью 
Утешать себя, но по весне 
Как бы легче тяжесть за плечами:
Тяжесть бед минувших, тяжесть лет, 
Что, подъемля взгляд к небесной шири, 
Где играет в переливах свет, 
Можно вновь подумать - будто нет 
Ничего законченного в мире.
1995

***
Сбрось и тоску, и усталость!
Полон стакан до краев!
Это не старость, не старость,
А ожиданье ее!
Это не горе, не горе —
Скорый приход сентября!
Теплое мерное море —
Время колышет тебя.
Слышишь в ночи бормотание
Неповторяемых строк? —
Это гранитные камни
Вечность стирает в песок.
Это в движеньи движенье,
Скрежет и музыка слов,
Грохот кораблекрушений,
Гул бесконечных валов.
Ливня удары по крыше,
Шорох, неслышный почти —
Радости нету превыше
Слушать и слушать в ночи
Это развитие темы,
Этот сырой перепляс
Ритмов невнятной поэмы,
Сложенной кем-то для нас!
1979

* * *
Не заплачу и не затоскую
Оттого, что я умер уже.
Я тебя ни к кому не ревную,
Ни к единой на свете душе.
Ведь ни ревность, ни злоба, ни зависть,
Ни горючая страсть, ни тоска –
Не разбудят уснувшую завязь,
Не раскроют на ветке листка.
Лишь осыплются неумолимо,
Словно с крыл мотыльковых пыльца.
А любовь ни на что не делима –
Ей ни времени нет, ни конца.
1991

Генадий Иванов: ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЭТА

Накануне Дня Победы похоронили поэта Геннадия Фролова. На Ново-Люберецком кладбище. Весь день лил дождь, а на кладбище вообще порой ливень был...

На следующий день супруга Геннадия -Инна -прислала мне его стихотворение с небольшим пояснением:

* * *
День весенний пасмурен и зябок.
Нынче солнце с небом не в ладу.
Не дождаться мне зеленых яблок
На понурых саженцах в саду.

Да и что мне в жизни неприкаянной
Этих крыш волнистая гряда!
Пролетела птица, в небо канула,
Не вернется никогда.

Может быть, и я, поближе к ночи,
Соберусь в дорогу, улечу,
Трепыхая крыльями непрочными,
По прямому лунному лучу.

Среди звезд, развешанных над миром,
Средь созвездий, ярких как цветы,
Оборвется линия прямая –
Жизнь моя, и молодость, и ты.

"Гена сказал мне, что это стихотворение – давних, молодых лет. Мне кажется, что, возможно, начало было написано давно, а концовка – в последние дни. Но я могу и ошибаться. В книги его оно не входило. Услышала я его впервые 30 апреля, за 3 дня до смерти, и тут же под его диктовку записала. На второй строке от конца «Оборвется линия прямая –» начала безутешно плакать, а он все повторял «Ну, Инночка, ну что ты…»

 

ДУМАЮЩЕЕ МИРОЗДАНИЕ

Трудно писать о поэте Геннадии Фролове, не прибегая к опыту куда более простых и ясных волнений, чем те, которые мы переживаем, погружаясь в чтение поэтических книг.

Вот, в минувшие новогодние и рождественские дни в Москве иногда вдруг выпадал обильный снег и в серой воздушной хмари каждая даже самая тонкая веточка оказывалась отчеркнутой собственной, повторяющей каждый её изгиб, пронзительно белой канвой. И мы невольно любовались этим черно-белым ветвяным кружевом, невольно вслушивались в оглушительную, тоже снегом отчеркнутую, тишину. И обыкновенная прогулка по городу оказывалась необыкновенной. А когда при очередном потеплении снег истаивал без следа, мы, выходя из дома, продолжали всматриваться в свои липы и клены, продолжали подчиняться красоте их простых – черным по серому – почерков…

В вышедшей в столичном издательстве "Кругъ" книге Геннадия Фролова "Не свое время" первое стихотворение датируется 1967 годом. И далее почти на четыре сотни страниц простирается обыкновенная жизнь его более чем обыкновенного лирического героя. Но – героя все же "отчеркнутого" поэтическим талантом поэта от всего того огромного временного пространства, которое прожито и автором, и мной, его читателем.

…Все потонет в бездне вечной.
Но пока еще живой,
И иду тебе навстречу,
И киваю головой.
Но пока утешь кручину:
От причины до причины
Нам с тобой еще брести,
Нам еще идти дорогой,
Чтоб промолвить у порога:
Дружба и любовь, прости.

А не так ли однажды были всего лишь "отчеркнуты" талантом Саврасова и Поленова от весьма пространной Москва одно обычное дерево у церквушки и один очень уж обыденный дворик, чтобы навеки образ русской столицы остался в нас жить именно их картинами "Грачи прилетели" и "Московский дворик"?

По крайней мере, я в своей еще молодой, еще не вызревшей, еще безмысленной немоте тоже исходил вдоль и поперек всю Москву, а Геннадий Фролов меня тогдашнего для меня сегодняшнего все же "отчеркнул" вот этими вроде бы такими же простыми, как снег, строками:

На душе темно и тихо,
А закат – пунцов.
Дым мороза на Плющихе
Опалит лицо.

Я пройду, как тень косая,
Сквозь арбатский шум,
Ни к кому не прикасаясь,
Молод и угрюм…

Разумеется, не лежали бы у меня книги Геннадия Фролова всегда на виду и всегда под рукой, если б не был он необыкновенно глубоким поэтом, если бы в скрупулезной правдивости его поэтических картин не таились бы те смысловые метафоры, из которых среди бытового хаоса выстраиваем мы свои бытийные мироздания, чтобы, когда уже и "свихнулась эпоха", "в ответ на глухие стенанья" вслед за поэтом не потерять веру в то, что "ничто не грозит мирозданью,//Если есть о чем думать ему…"

Это удивительно, но у стихотворений Геннадия Фролова нет тех приметливых свойств, по которым можно было бы угадать в них принадлежность к какому-то определенному отрезку исторического времени. Именно по этой причине Геннадий Фролов, как я понимаю, никогда не входил в моду. Если ему и суждено когда-то быть обнаруженным самым широким читателем, то, значит, он, как лишь Рубцов (или – как лишь снег), тихо и незаметно это широкое читательское сердце примет под свою власть.

Вот, например, попробуйте угадать, какому "своему времени" принадлежит стихотворение Фролова "Гадание", выбранное мною наугад из книги "Не свое время":

Смерть и вечность… Жизнь и доблесть.
Поле. Санный след.
Что манило? – Только отблеск,
Только легкий свет.
Что томило? – Только чувство!
Как его назвать?
Юность? Родина? Искусство?
Птица? Ветер? Мать?
Ты? Любовь? – Тасуй колоду:
Расставание. Свободу.
Ветер. Галок на снегу.
Одиночество. Пургу.

То, что датировано оно 1971 годом, значение имеет лишь для личной творческой биографии поэта. Потому что есть в этом вроде бы очень уж незамысловатом стихотворении и мелодические отблески эпохи русского романса, и жестковатые на ощупь сломы начала двадцатого века, и акварельная лиричность одиночества, свойственная "тихой поэзии" кожиновских времен, и все то, что пока еще сохранило свое живое дыхание в русской поэзии века нынешнего.

То есть, хотя и ни на кого не похож Геннадий Фролов, но именно в нем я узнаю знакомый и родной образ русского поэта и всей нашей русской поэзии.

Так "Московский дворик" Поленова – точно такой же, как все московские дворы, а остался уже навеки не только единственным и неповторимым, но и единственным живым русским двориком в давно уже послеполеновском, в давно уже интернациональном нашем мегаполисе.

Например, лишь в русских поэтических широтах и лишь от русского поэта смогли родиться и вот эти строки:

Это только весенняя слякоть,
Это только туман за окном.
Оттого-то и хочется плакать
Просто так, ни о чем, ни о ком.

Плакать так, как кулик на болоте,.
Плакать так, как под снегом ручей.
Оттого, что блестят в позолоте
Облака от последних лучей…
и т. д.

Я только немножко поцитировал книгу "Не свое время". А чтобы более или менее осмысленно рассказать о Геннадии Фролове как о поэте, надо иметь инструментарий профессионального литературного критика.

Николай ДОРОШЕНКО

Читайте также 2 статьи Вадима Ковды: "Мой друг Фролов" и "Печальная и благородная душа"

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную