Николай КОНОВСКОЙ
Келья
(Часть 1)
(Части 2, 3, 4)
Вольное переложение житий и изречений древних подвижников благочестия, извлеченных из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова

Антоний Великий

* * *
Дня наступление в мире свершается так:
Солнце встающее гонит предутренний мрак,
Мир представляя открывшийся в истинном свете.
Так же – и в сердце смиренное паче всех благ
Неописуемо Божий вселяется страх
И водворяет премудрость в нем и добродетель.

* * *
Странствие наше повсюду – земле иль воде
Да совершается в страхе. Подобием праха
Будь перед Господом. Ибо в Иисусе Христе
Нет ничего драгоценнее Божьего страха.

* * *
Грех всякий – мерзость пред лицем Его.
Но гордость сердца – мерзостней всего.

Злоязычные
I
Их ныне – для тебя открыты двери.
Жаль, речи злы и души не просты.
Размысли сам: а может, с хищным зверем,
Прикинувшимся агнцем, дружишь ты?

II
Мудры и нескончаемо счастливы,
Бежавшие расположенья их,
Поскольку злоязычный и сварливый
Не пощадит ни близких, ни родных.

* * *
Невидимым связуемые буйством,
Одно и то же – глупость с безрассудством.
Разнятся безрассудный и глупец,
Приемля одинаковый конец.

* * *
Денно и нощно под нами клокочущий ад,
Ждёт свои жертвы. Но ты, унывающий брат,
Коль уж уж случилось невольно иль вольно паденье,
Сразу прибегни к Тому, Кто, как учат отцы,
С неба снизшел для спасенья одной лишь овцы,
В сердце приявшей диавольское наущенье.

* * *
Как рыбе, угодившей в сеть,
На суше нет спасенья,
Так и душе монаха – смерть
Из кельи исхожденье.

* * *
Господня смиренная воля
Столь истинна, сколь и проста:
Храню твою душу дотоле,
Доколе хранишь ты уста.

* * *
Был славою неба прегордый, а ныне – где он?
Смиренный же – кротостью на небеса возведён.

Аввва Арсений Великий

* * *
К Богу моленья из скорбной души вознеслись:
Господи! Грешному, – как в этом мире спастись?
Молнией солнца
Всё озарилося: паче бесед и вестей –
Слушай безмолвие, бегай, как можешь, людей.
Этим спасёшься.

* * *
Был авва царственно богат,
Имея в собственности плат,
Намокнувший – свидетель келья –
На бёдрах старческих своих
От слёз, обильно пролитых,
За бдением и рукодельем.

* * *
- От похотений лукавых душа нечиста,
Не выношу я ни подвига, и ни поста,
Так послужу хоть болящим своею любовью.
Понял Арсений: навеяли бесы сие.
- Пусть с тобой будут питание и питие,
Только келейного не оставляй лишь безмолвья.

* * *
В час разлучения с миром, когда он настал,
Архиепископ Феофил скорбящим сказал:
- Образ готовности, вооружающий нас –
Авва Арсений, все дни свои зрящий сей час.

* * *
Жительство наше подобно пучине страстей,
Взыщем же Господа всею душою своей.
В теле последний пока ещё теплится вздох –
Да пребывает в тебе нерассеянно Бог.

* * *
- Отче, для жительства нам наставление дай.
- Внутренним внешнее – в Господе – всё побеждай.
В плаче, в смиренье, в молитве внимательной будь,
В памяти смертной –
И это единственный путь.

* * *
Когда приблизился конец,
Смутился плачущий отец.
- Арсений, ты ль томишься страхом?
- В святой сокрытый глубине,
Страх, вами видимый – во мне
С тех пор,
Как сделался монахом.

Авва Макарий Великий

* * *
Где бы ты ни был, в каком бы ни месте –
Не принимай ни бесчестья, ни чести.
Будь – сколь земная ни длилась бы жизнь –
Мёртвым для мира – и можешь спастись.

* * *
Чтобы преткнувшийся не унывал, –
Авва любовию всё покрывал,
Жил, о божественной славе ревнуя…
Твердь, так палимую зноем, земную,
Бог покрывает прохладою свыше.

Видел, не видя, и слышал, не слыша.

* * *
Слушал Макарий келейную тьму.
Ангел Господень явился ему.
- Се – повеленье и благословенье:
Вражьих полков не страшись нападенья,
Ибо воителей Божьих любя,
Вышняя милость покроет тебя.
Будь милосердным, мужайся, крепись,
Ревностным деланьем не возносись,
Дабы, впадая в довольства напасть,
Страшным падением в бездну не пасть.

- Чем мне, нечистому, превозноситься,
Ибо, подобно развратной блуднице,
Сладость гееннскую любит душа,
Смрадом питаясь и смрадом дыша.

* * *
После постнических и долголетних трудов
Авва святой удостоился горних плодов.
Так естество истончил его в бранях Господь,
Что походила на тень измождённая плоть.

* * *
Словно божественных уст дуновенье –
Брату реченное слово спасенья:
Упокоенья монаху нигде
Нет, кроме кельи. Бегай людей.
Коли ты произволеньем монах –
Плач о содеянных ране грехах.
Похоть убей. Языка своего –
Будь властелин.
Это выше всего.

* * *
Долго ли, коротко брёл,
Авва – не знаем и ныне –
Но, наконец-то, обрёл
Светочей мрачной пустыни.

Так они были чисты
Жительством – ныне и прежде, –
Что не имели нужды
Даже и в бедной одежде;

Зрели клокочущий ад,
Божьим хранимые страхом.
- Как мне, пустынные, стать
Древним подобным, монахом?

Видят горячность его,
Превосходящую силы:
- Что ж! – отрекись от всего
Принадлежащего миру.

Чуя печаль и тугу,
Молвил почти что бесплотным:
- Немощен я, не могу
В подвиге быть вам подобным.

- Коль к злостраданью любви
Нету ни в духе, ни в теле, –
Грехопаденья свои
Молча оплакивай в келье.

Авва Даниил Скитский

* * *
С послушником скитский отец Даниил
Шли долгой дорогою. Полдень палил.

Терпел и крепился послушник Аммон,
Но всё же промолвил, жарой утомлён,

Уста размыкая свои еле-еле:
- Когда же, отец, упокоимся в келье?

И старец ответил, не чуящи ног:
- Вне кельи иль в келье – везде с нами Бог.

Слово аввы Даниила
Любой многоглаголивый из нас
Покроется подобьем вражьих язв.
И только лишь благоразумный разве
Усильем непрестанного поста,
Связавший помышленья и уста,
Пребудет, недоступен, стрелам вражьим.

Авва Памво

* * *
Вот воздаяние трудам! –
Коль чести бегать – по пятам
Вслед устремится слава.
Учительствовать – не с руки.
Но молит братия: реки
На пользу слово, авва.

- Душа безмолвием цвела.
Мне милость – пищею была
И дерзновенье – кровом.
Как мог – овец словесных пас.
Молчаньем не наставя вас,
Как мне наставить словом?

 

Авва Сисой Великий

Падение и восстание
- Проиграна с нечистым брань.
Я пал. Что делать, авва?
- Встань.
- Но немощь
возвращает вспять.
- Я встал и снова пал опять
И не найду причины
Паденья бедствию. Опять –
Доколе, падши – восставать?
- Вплоть до самой кончины.

* * *
С тяжёлой душой, как с повинной главою,
Пришли вопрошатели к авве Сисою.

- Брат, зло согрешающий коли падёт,
Изгладит ли грехопадение в год?

Довольно ли для покаяния срока?
- О, как ваше слово темно и жестоко!

Не верят, а всё умаляют срока:
- А если в полгода? иль дней сорока?

А сколько назначишь? Умолишь ли Бога?
- О, много же, немилосердные, много!

Слезами раскаянья душу и плоть
Распявшего – в три дня приемлет Господь.

 

Авва Силуан

Исступление
К наставнику некто во дни искушенья
Пришёл и находит его в исступленье, –
Над миром, горами, реками, веками
С простёртыми к небу в молитве руками;
Смутился и келью на время покинул.

Шестой час, девятый – всё та же картина.

В десятом – при грозном её окончанье
Находит отца, погружённым в молчанье.

Поведай мне, отче, что было с тобою.
(Виденье ушло с неотступной мольбою)

- Ты, видимо, зреньем обманут был, сыне:
Был болен я, мне нездоровилось ныне.
Скажу лишь ко славе Божественной вящей,
А так же и по неотступности вашей:
Во плоти ль, без плоти, – где райские кущи –
Стоял я доселе, а ныне отпущен…

* * *
Лесть за святым подвижником, как тать
В глухой ночи крадётся: благодать –
За что тебе? – задумавшись надолго,
Сказал отец: в любви старайтесь жить,
Ни плотию стараясь не грешить,
Ни помыслом, – что мог прогневать Бога.

Один из отцов:
- Я видел как-то: авва Силуан
Как ангел, Божьим светом осиян
Был весь, до пят. Не вынесши мгновенья,
Я рухнул ниц от страшного виденья.

* * *
Рек некто из пустынников-отцов:
- Сиявшее, как молния, лицо
Я зрел у аввы Памво. Одному
Сисой и Силуан – равны ему.

Слово аввы Геронтия Перского

Число самонадеянных исчисли,
В паденье пребывающих: есть те,
Кто находясь в телесной чистоте,
Осквернены блудодеяньем мысли.

Авва Захария

* * *
Время пришло собираться в дорогу,
И Карион, преставляяся к Богу,
Братьи прощающейся произнёс:
- Потом трудов, что в пустыне понёс,
Сына Захарию я превзошёл,
В меру, однако, его не пришёл,
Так как Захария в тайном горенье,
Был весь – молчанье, и был весь – смиренье.

Авва Моисей у аввы Захарии
- Отче, с небес снизошедшую славу
Зрел на главе твоей – голубем. Авва,
От нескончаемых Божьих щедрот
Дай наставленье для жительства.
Тот
Ветхий куколь свой – кому бы отдать –
Под ноги бросил и начал топтать:

- Сыне, монахом не станешь, доколь
Попран не будешь, как этот куколь.

Авва Зенон

* * *
На нищету и смирение древних взирай,
Да не окраден мечтаньями будешь пустыми:
Славное место для жительства не избирай,
И не живи с человеком, имеющем имя…

* * *
- Многострадальный Иов отчего
“Нечисты небеса в очах Его”,–
Сказал? –
Отец, темны сии слова.
- Полезно ль многознание? – Едва.
Безпечны мы – самой генны близ,
Но небеса исследовать взялись…

Авва Исайя Отшельник

* * *
Авва Исайя увидел когда-то
Тяжким грехом согрешавшего брата,
Помысл гневливый принудил молчать:
Кто я такой, чтоб его обличать?

Уж оттого умолчу одного:
Бог ли создал и не видит его?

* * *
Видеть бы всех совершенными, но
Сколь ни обманывай сердце, – одно
Видишь – как борет жестоко – до смерти –
Жажда покоя, прибытка и чести.

* * *
Не Божий раб –
Тот, кто грехом тесним:
Всяк – раб того,
Кто обладает им.

* * *
Ныне – смиренный, приявший хулу,
В веке грядущем – пожнёт похвалу.

* * *
Как пьёт животворящей влаги ток
Новоначальный немощный росток,
Чтоб в рост пойти и в силу, и в цветенье!..

Вот так же ты – впивай уничиженье.

* * *
Из пустыни в другую пустынь, ты –
Перехожденьем губящий труды –
Не есть ли конь, не знающий узды?

* * *
Дух, что в начального прежде впитался –
С ним и пребудет до смертного часа,
Цвет не изгладится, не изменится:
Ветхую видишь сию багряницу?

* * *
…Чем бы высоким ни влеком
Ты ни был, но с еретиком
Не спорь, и даже рядом
Не находись – коварна лжа,
Да не отравится душа
Богопротивства ядом.

* * *
…Ещё одно сказать тебе хочу:
Стяжавшему богатство богачу
Подобен будь: и подвиги, и душу –
Безмездный дар, священный искони –
В безмолвье нерассеянном храни,
Не выставляя ничего наружу.

* * *
С братией шествуя, каждый внимательный мних,
На расстоянии должен держаться от них,
Непреткновенною чтобы предстала дорога.
Не любопытствуй, взирая туда и сюда.

Чтоб не постигли рассеянность и слепота
Ум твой и сердце – имей пред очами лишь Бога.

* * *
Деланье древних, как славу небесную зрите:
Друг перед другом смиряйтесь, не спорьте, терпите…
Не наказанье ль сбираешь ещё на земле,
Подозревая кого-то в каком-либо зле?

* * *
Всему на свете свой черёд и срок –
Ведь не бывает поругаем Бог.
Один язык твоим да будет дан
Устами сердцу: нет для Бога тайн.

* * *
Естественное плоти вожделенье
Враг превратил в страстное похотенье.

* * *
Там, где порою беседа звучит нечиста, –
Будут глухи твои уши и немы уста.
Презри общение, слушать совсем перестань
Всё, что потом подвигает на тяжкую брань.

* * *
Зла не желай
и злобу не таи
На ближнего,
взирай же ежечасно
На огнь гееннский, –
чтоб труды твои,
Молитвы –
Не соделались напрасны.

* * *
О, сколько видел я на дню
Себя, подобного коню –
Без властелина… Мнится:
Слезает лишь один, ездой
Пресытившийся – как другой
Вслед на меня садится.

Святитель Тихон Воронежский

* * *
Пока с тобою живы, брат,
Рассудком низойдём во ад,
Чтоб после Божьего суда
Душою не сойти туда.

* * *
Сердце ревнивое у человека одно:
Вечное с временным не совмещает оно.
Так, до краёв исполняясь текущих забот,
Тут же забвению вечность свою предаёт.
Если ж оно исполняется вечности, то
Всё преходящее ставит тогда ни во что.

Сделай свой выбор, и – тем или этим живи,
Нету поскольку у Бога двоякой любви.

Слово Божье
Над миром превознесено
Языкам в назиданье
Лишь слово Божие одно –
Священное писанье.

Всегда – при пламени свечи,
Во тьме ли бездорожья –
Лишь слово Божие ищи,
Ищи лишь Слово Божье.

В безмолвье одному себе
Внимай, а похоть тела –
Убей. До прочего тебе
Нет никакого дела.

Себе – в ком истина и ложь,
Ответь без мыслей льстивых:
Путём ли праведных идёшь?
Путём ли нечестивых?

* * *
Если стремишься найти к нескончаемой вечности путь –
Будь в этом мире пришельцем, бездомным и странником будь.

* * *
Этим ввергает нас бес
В бездны гееннские:
Похоть плотская, похоть очес,
Гордость житейская.

Смертный час
В жизни сей временной каждый из нас –
Знатный, безвестный,
Помни, возлюбленный, страшный свой час,
Час помни смертный!

Неумолимый, безжалостный час!..
В годы былые –
Вспомни, как жили, до немощных, нас,
Божьи святые.

То прозревали их очи ума
Отсвет небесный,
То омрачала их адская тьма
Огненной бездной…

В дверь предварительно не постучась,
Трудник безмездный, –
Замер ужу в изголовии час,
Страшный твой, смертный.

* * *
Труды все наши – пепелище,
Коль истину без Бога ищем.
Всё обращается во вред –
На что благословенья нет.

* * *
Ценность нетленную зрят уходящего взоры.
Хоть предлагай ты ему драгоценные горы, –
Дух, что к Владыке, во страхе вот-вот отлетит –
Здесь ни на что и внимания не обратит.

Потоп
…Был каждый совестью сожжён,
Господень голос заглушён
Ристалищ топом.
Решенья Божьего суда
Ждала вселенская вода
Перед потопом.

Так и сейчас – гуляют, пьют,
Хвалу распутству воздают,
Дух растлевают;
Исполнены нечистоты,
Сердца на Божии суды
Не преклоняют…

Всех, души обративши в плоть,
Всю скверну истребит Господь,
Всю силу вражью.
В глазах смиренных мудреца
Есть знак всемирного конца.
Сей знак – бесстрашье.

* * *
Блудник, лукавый, кто ни есть,
Мздоимец – ищет скрытых мест…
Темны по сердцу и уму,
В сокрытую уходят тьму.

* * *
Годы прошли в изучении отцов и псалтири, –
Всё для того, чтоб однажды прославиться в мире.
Славой упились, несчастные, и не поймут,
Что в осужденье – тщеславно замысленный труд.

Уверь себя
I
Пока ещё далёк последний вздох,
Уверь себя: на каждом месте Бог.
Он ведает дела и помышленья
Всех земнородных, неразумных нас.
И в День Суда грядущего воздаст
Он каждому, воззрев на поведенье.

II
Уверь себя: сколь долго ни живёшь,
Но неизбежно в вечность отойдёшь, –
Так не гневи пустым тщеславьем Бога,
Над всеми совершающего Суд…
Увы! – земле одной и той же предадут
Живущего в лачуге иль в чертоге.

III
Уверь себя, о том поведай другу –
Какую нескончаемую муку,
Мрак тягостный, безплодное стенанье,
Из коего не может извести
Никто – ждёт не успевших принести
Ещё при жизни, в теле – покаянья.

* * *
С мига рожденья и до преставленья
Да пребывает в нас жажда спасенья.

Пища, одежда, устроенный дом –
В странствии необходимы земном.

Но повседневное – это и то –
Всё перед вечности ликом – ничто.

Истинно нищ – не стяжавший спасенья,
Даже имеющий мир во владенье.

* * *
Время печальное – в гордости, в самообмане
Ныне, к несчастью, живут почти все христиане.
Люди лукавого века сего таковы:
Чтут Всемогущего словом, а делом безчестят…
Увы!

* * *
Божью премудрость нелживо прославим,
Время придёт – всё земное оставим:
Почести, близких, богатство, жильё,
Даже и тело оставим своё.

По устроенью духовному – братья,
В нерасторжимые примут объятья,
В вечные препровожая селенья –

Слуги погибели или спасенья.

Об авторе.
Николай Иванович Коновской родился 22 ноября 1955 г. в с. Варваровка, Алексеевского р-на, Белгородской обл. Служил в армии, работал на заводе, стройках, в охране РЖД. Окончил Литературный институт им. Горького. Член Союза писателей России. Печатался в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Наш современник». Издал книги: «Равнина» (1990г.); «Твердь» (1990г.); «Зрак» (2004г.); «Врата вечности» (2005г.) «Тростник» (2010г.) Живет в г. Москве.
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную