Николай КОНОВСКОЙ
Келья
(Часть 2)
(Части 1, 3, 4)
Вольное переложение житий и изречений древних подвижников благочестия, извлеченных из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова

Авва Исайя Отшельник

* * *
Произнесу в назидание вновь я,
Что от тщеславия и празднословья,
Что от сонливой, недремлющей лени,
От наряжания и пресыщенья, –
Сей, расслабляющий волю тиран –
Борет подвижника блудная брань.

Без воздержания и без боренья
Не разорвать эти слитные звенья.

* * *
…Ужель и в самом деле я таков,
Чтобы другим науку назиданья
Преподносить, – под игом покаянья
Сам находясь по множеству грехов?

 

Амма Сарра

* * *
Забвение, рассеянность и развлеченья –
Греховного мира сего впечатленья –
Идя на безмолвника скрытою битвой,
Наветуют и повреждают молитву.

Стяжавшая долгим бореньем покой,
Блаженная Сарра, живя над рекой,
В обитель небесного духа взошла.
Все лет шестьдесят своих, что здесь жила,
Сокрытому уподобясь алмазу,
На реку внизу не взглянула ни разу.

БРАНЬ
Хранящая данный однажды обет, –
Не день и не месяц, – а тридцать все лет,
Блаженная, духом и плотью чиста,
Была истязуема бесом блуда…

И огненные возносились моленья
Отнюдь, не от плотской борьбы прекращенья
И не избавленья себя от страданий,
Но лишь о терпенье и мужестве в брани.

 

Авва Тифой

ПУТЬ К СМИРЕНИЮ
I
- Отче, помилуй и дай наставленье,
Коим могли б обрести мы смиренье.

- Для добродетели этой стяжанья
Путь есть – моление и воздержанье,
Видеть себя, коли инок ты зрящий, –
Ниже несмысленной твари нижайшей.

II
Смиренье – щит их и броня
И в той, и в этой яви.
И древние, как от огня
Бежали от тщеславья.

Смирен был авва, но исторг
Однажды от виденья
При брате вырвавшийся вздох
Немого упоенья.

- Сей грех служителю молвы
Прости, – сказал печальный,
Молитвы делатель, – увы,
Я лишь новоначальный.

 

Амма Феодора

Слова все претерпевшей аммы:
- Старайтесь тесными вратами
В жизнь вечную стремиться, ибо, –
Как если б снеговые глыбы
И холод – ветви не объяли, –
То и плода б они не дали…
Будь всякий, Господом храним,
В терпении – подобен им.

* * *
Амма поведала: сбившись в пути,
Злым помышленьем объят,
Пустынь оставить, в другую уйти, –
Вздумал однажды уж брат.

Сел напоследок, жалея себя,
Тернием скорби обвит;
Видит, – из кельи его уходя,
Кто-то ему говорит:

- Коль искушения, что я навёл,
Нынче, – бежишь, не терпя, –
Где бы ты ни был, куда б ни пришёл –
Буду я прежде тебя.

 

Изречения старцев, преимущественно египетских,
особенно старцев Скита,
имена которых не дошли до нас.

(В порядке, изложенном святителем Игнатием – Н.К.)

* * *
…5. Скажу, состарившись, тебе,
Пустынный плод незрелый:
Чего не хочешь сам себе –
Того другим не делай.

Хотя не избежать скорбей,
Но укрепляйся верой.
Брань оскорбления стерпев, –
Не меряй той же мерой.

Чтоб не лишиться своего
Стяжанья – брата твоего
Избавь от расхищенья.

Будь к примирению готов
С обидящим. Поверь, сих слов
Довольно для спасенья.

* * *
6. Иночества крест познав немало,
Старица игуменья сказала:
- Многие отшельниками слыли,
Но живя в мирских делах, погибли.

Чем в горах служить молве и слуху, –
Истинней в миру – молчать по духу.

* * *
…9. Старец – смехотворцам
Стал немощных увещевать:
Где обретёшься
В тот миг, когда ответ давать,
А ты смеёшься?

* * *
10. Внимай, гляди, – как целый день
Влачится за тобою тень, –
Так, зря перед глазами смерть,
Должны с собою мы иметь
(Начальный ты иль совершенный)
Плач горестный, дух сокрушенный.

* * *
11. – Авва, вонми вопрошающим снова,
В душу всели благодатное слово.

- Кубок Господнего гнева был вылит
Казнями – на непокорный Египет.

Где б погружённого в смертные вопли,
Не было дома – без страха и скорби.

* * *
…18. Живёшь когда средь братий, – то блюдися
Без лицемерья и предубежденья
Своё греха исполненное сердце
Так говорить себе о каждом брате:
Достойнее меня сей брат и лучше.

И, образом таким, мало-помалу
Приучишься считать себя всех худшим.
Тогда и Божий Дух, в тебя вселившись,
Начнёт тобой водить и жить с тобою…

Но, если же, случиться, человека
Ты укоришь, то благодатью Божьей
Оставлен будешь тотчас, дух нечистый
Войдёт в тебя во оскверненье плоти,
И сердце, в коем жило умиленье, –
Как камень станет и ожесточится,
И не одно уже из благ духовных
Не пожелает жить в таком жилище.

* * *
19. – Монаху, – чего ещё кроме желать,
Того, чтоб Всевидящий мог даровать
Душе, сколь остаться б она не хотела
В сем теле, – но при исхожденье от тела, –
Безбольно, в единое ока мгновенье –
Пройти сквозь воздушных мытарств прегражденья.

…Боримый страстями, на грешной земле,
Стоит, воздеваючи руки горе.

* * *
20. Греховный навык – это путь ко смерти.
Сколь слёз пролить и времени потратить,
А так же и труда, чтобы когда-то
Освободиться от него!.. И много
Трудились очень многие, но были
Пожаты смертию. Бог один лишь знает,
Что будет с нами в день Суда…
Блюдися.

* * *
21. …Дар нестяжанья – в великой цене:
Вроде бы мало что знача,
Прихоть, вещица, – отводят вполне
От поученья и плача.

* * *
…24. Сокровище, исполненное блага –
Есть Божий страх. И дерзновенье страха.

* * *
25. Коль тело твоё немощно, то пост
Сам соразмерь и крепости, и силе
Своей телесной, чтоб потом не впасть
В болезнь и искушенье, по котором
Затем тебе придётся неизбежно
Ослабить пост, а также подкрепленья
Искать у братий, чем немало их
Отяготишь…
Когда тебя смущают
Приливы блудных помыслов нечистых,
То не таи их, но тотчас открой
Перед отцом духовным, ведь чем больше
Смущаешься, скрывая их, тем больше
И всё ожесточённее в тебя
Они вгнездятся и закостенеют.

* * *
…27. Когда живёшь в обители, а там
Гробы есть братий – то ходи к гробам.
О вечности и тлене говорящим, –
Присматривайся к ним – в гробах лежащим,
Особенно – в боренье и страданье,
Застигнутый жестокой блудной бранью.

* * *
…30. Новоначальный инок! Словно змия
Или скорпия – беги вина. Случится
Когда любви единой ради – выпить
Тебе вина – то лишнего не пей.
А если звавший
И будет заклинать тебя, а также
И кланяться тебе – не обращай
Внимания на эти заклинанья
И глух к ним будь, ибо лукавый часто
Старается к вину понудить юных.
Известно змию древнему: под небом
Ничто так от спасенья не отводит
И не ввергает в вечную погибель
И в мрак кромешный – как вино и жены.

* * *
31. Если ты странствуешь, и утомившись в пути,
Просишь приюта, но нет его – то не скорби.
Господу надобен, значит, твой подвиг терпенья:
Он не устроил бы кров твой и успокоенье?

* * *
32. На трапезе любви – когда случится, –
Ты будешь зван, но против ожиданья,
Посажен будешь на последнем месте, -
Тогда не оскорбись на пригласивших,
А говори себе: я не достоин
И этого смиряющего места.

Поистине скажу тебе: ни скорбь,
Ни тяжесть оскорбленья и бесчестья
Приходят к человеку не иначе,
Как по смотренью Божьему на грешных,
Ко исправленью их. Но кто иначе
И всуе мыслит о реченном ныне –
Не ведает к тому ж ещё, что Бог –
И Судия есть праведный…

* * *
33. Враг, видя жительство в пустыне
Твоё, и зная, что живёшь
Монашески, – ввергает в ложь
Превозношенья и гордыни.

Стань мудр и трезвенен отныне.
В смиренье подвиги умножь,
А нет – благословенье всё ж
Владыка от тебя отнимет.

Чтоб душу обошла беда,
Так говори себе всегда
За чтением Псалтири:

Всё – сон, лишь грех мой – наяву;
В пустыне – телом лишь живу,
А блудной мыслью – в мире.

* * *
34. Не делай, как в миру между людьми:
Клевещущего на тебя – прими.

О чести преходящей не скорбя,
Возвеселись с порочащим тебя.

Утешь его, свидетельством любви –
Лицо ему приятное яви.

Молись Творцу – у Бога всяк хорош –
И дерзновенье в вере обретёшь.

* * *
…36. В игуменстве хотящему спастись:
Повелеваешь, – но не возносись.

Считай себя, искореняя грех,
Ничтожнейшим рабом, презренней всех.

* * *
37. Когда впадаешь в грех, затем, оставя
Его, – начнёшь скорбеть и каяться, – смотри, –
Всегда, везде, во всём – до самой смерти
Тебе неопустимо надлежит
Скорбеть и слёзно каяться, поскольку
В забвении свершённых прегрешений
Впадёшь в глубокий ров,
В ров – тот же самый.

А посему запомни: только лишь,
Лишь скорбь, неутолённая по Боге
Есть крепкая узда душе твоей
Грехолюбивой.

* * *
…39. Как путеводную звезду
Имей пред взором нищету.

Хороших не держи вещей.
В пустынной келии своей.

Господь дарует радость слёз
Всем, кто в злоскорбии возрос.

Небесное люби и виждь.
Как сор земной возненавидь,
Всё, что низводит в забытьё,
И тело – в том числе своё,
Дерзающее власть иметь…

О, плоть – диавольская сеть!

НА ТРАПЕЗЕ
…41. Брат, помыслом не возносись.
Смотри, вкушая пищу, вниз.

Не пребывай в числе безумных,
Взирающих на лица юных.

Имей лишь Бога в сердце, чтоб
Диаволу доставить скорбь.

* * *
…43. Брат старцу: Отче, не во лжи –
В трудах проведший годы,
Нам, приступающим, скажи
Как в сердце плач приходит?

С падений надобно начать
Своих, скорбеть о многом.
Затем – как будешь отвечать
За жизнь свою пред Богом.

Отрадный, покаянный плач –
Грехопадений есть палач,
Лелеющий посевы
Грядущего … Давно ль под кров
Звала всех родственна кровь.

А ныне все – о, где вы?..

* * *
44. Смиреньем сокрушишь любое зло.
Смиренье многих без труда спасло.

Мытарь и блудный сын – в одно мгновенье –
Смиреньем ли – не обрели спасенья?

Но, братия, отныне и до века
Труд без смиренья – прах для человека.

О, сколько их, что время проводили
В трудах, но все, как фарисей погибли!

* * *
45. Читающий жития, изречения отцов –
Просвещает свою душу.
Тонко же испытанные беседы о Боге
И чтение тонких исследований о Нём
Иссушают слёзы
И прогоняют умиление.

* * *
…48. Когда желанье на сердце тебе
Придёт о неком брате согрешившем
Сказать, то говори тогда бесстрастно
Затем, чтобы заблудшему ему
И братии, внимающей при сем,
Доставить пользу. Знай же: говоря
Без этих побудительных причин,
Ты не избегнешь наказанья свыше
И непременно сам впадёшь всё в те же
Иль худшие гораздо согрешенья, –
При этом Божьей помощи лишён
И посрамлён правдивым обличеньем.

* * *
49. Так ничто не порадует Господа,
Как покорностью – всяк испытуемый –
Всеблагому Его Промыслу.
Строг и праведен Он, истинный,
Зрящий грозно дыханье всякое,
Только более – благ и милостив.
От больного не взыщет в точности
Ни поста, ни телесного подвига,
Только лишь одного терпения
Да молитвы с благодарением.
Потому, как болезнь телесная
Выше, крепче поста сурового –
Язвы огненной для нечистого…

* * *
…61. На путь спасенья горнего ступил,
Сребролюбив да и сластолюбив –
Не будь: имея во владенье много, –
Не сможешь жить, возлюбленный, по Богу.

* * *
62. Кто не стяжатель истинный – тому
И нищенская риза, коей он
Покрыт –
Тяжёлой представляется,
И чаша,
Из коей воду пьёт –
Такой же тяжкой,
Потому, что он
Настолько полюбил беспопеченье,
Что от земного отрешённый ум
Небесными виденьями лишь занят,
А также размышленьями об оных.

* * *
63. Возненавидь имение своё!
А если сделать этого не в силах, –
Тогда и, без сомнения, не сможешь
Свою возненавидеть душу,
Как Господь
Нам повелел в Евангелии.

* * *
…71. Скудны плоды от смокв везде и всюду,
Коль часто пересаживать их будут.
Сему подобно, – чужд плодов пустынных
Туда-сюда переходящий инок.

* * *
72. Скажу, что келья инока должна быть
Подобна печи Вавилонской, в коей
Три отрока, огня не устрашившись,
Хлад обрели духовный, иль столпу
Соткавшемуся облачному, где
Пророк и боговидец Моисей
Беседовал глаз на глаз с Вездесущим.

ПЛАЧ
…75. Путник ли – наудачу,
Брат ли придёт порой, –
Дар обретённый плача
В сердце тотчас сокрой.

Лишь удалятся гости, –
Вновь за дела палач –
Неумолимо грозный,
Страшный для бесов – плач.

* * *
76. Безвинных видит Бог и виноватых.
И как бы ни был беззаконен он, –
Но в любодействии осуждая брата,
Ты также нарушаешь сам закон.

Молчи, терпи – и тем избегнешь бедствий
Рассеянности. Сам себе внимай…
Сказавший всем, что «не прелюбодействуй»,
Сказал нам также и «не осуждай».

* * *
77. Многоглагольство – нынешних удел.
Но Судия в блистанье молний грозных
Потребует и взыщет добрых дел,
А не одних пустых словес бесплодных.

* * *
78. Там, где живёшь, скажу тебе не лестно, –
Плод взращивай, того достойный места.
А если нет – то вольно иль невольно –
Изгонишься, как места недостойный.

* * *
…81. Слепотствующий брат, отверзи очи:
Как иноческий чин честнее прочих,
Так странствующий инок – даже в малом –
Да служит местным инокам зерцалом.

* * *
82. Отцы сказали, что когда подвижник
Останется на жительство в том месте,
Которое является приютом
Для тех, кто не радеет о спасенье, –
То неуклонно он и неизбежно
И неприметным образом, – низходит
К принятию и образу той жизни,
Которой будет всюду окружён.
Ни в чём ином не состоит иначе
Подвижника достоинство и крепость
Как в подвиге всегдашне-неослабном.
Ленивому же выпадет когда
С подвижником в общенье находиться,
То преуспеет он; но вдруг, случись,
Не преуспеет, – то и к нераденью
Он большему не низойдёт, пожалуй.

* * *
…84. …Страшны, однако, нам не помышленья,
Но помышлений злоупотребленья.
И только лишь за их употребленье
Венцы найдём иль – кораблекрушенье.

* * *
85. С мирскими не имей, отнюдь, сношенья,
И с юным – никакого обращенья.
А если не желаешь быть сожжён
Бореньем блудным – избегай и жён.

* * *
…88. Однажды некий брат спросил у старца:
- Чем обрести мне Бога, авва, отче? –
Постом, трудами, бденьем, милосердьем?
И так ему ответил старый инок:
- К тем подвигам, что ты исчислил ныне,
Присовокупить надо рассужденье,
Ибо скажу поистине, что много
Таких, что плоть без меры удручили,
Но сделавши без рассужденья это,
Ушли из жизни без приобретенья;
И от постов – смердят уста уж наши;
Мы выучили наизусть Писанье
И даже псалмопения Давида
Настолько мы усвоили себе,
Как будто вправду сделались они
Произведеньем нашим, но Господь
От нас всего лишь требует доныне,
Чего мы не имеем все –
Смиренья.

* * *
…92. Вот слово, не прошедшее безследно
Для несшего гроб с телом всеусердно:
- Покойников ли носишь? Сколько их…
Достойнее же есть носить живых.
Ведь не напрасно Божии сыны,
Как миротворцы все наречены.

* * *
Не должен быть в речи твоей ты беспечен,
Не должен и слушать чужое злоречье,
Но взвешивай их в рассужденье руке
И не соблазнишься ничем и никем.

* * *
93. Безмолвствующий брат! Высокоумья
Беги как от огня, ибо апостол
Сам воспрещает более, чем должно
Нам думать, грешным, так, как нарушенье
Сего – всех неизбежно вводит
За шагом шаг – в трясину заблужденья
И самомненья демонскую область;
А там – и в подчинение лукавым.

Поэтому бывает для монаха
Полезней отречение от знанья,
Не важного для личного спасенья,
От знания, вводящего в тщеславье,
Сводящего с поста и покаянья –
Жестокого пути, которым должен
И шествовать одним – смиренномудрый.

* * *
94. Сказал подвижник, стар и сед:
- Благому на потребу,
Сходясь когда-то для бесед,
Мы восходили в небо.

А ныне, унижая чин
Монашеский небесный,
Злоречием своим влачим
Один другого в бездну.

* * *
…96. …Не лишним будет и напоминанье
О деланье духовном, о стяжанье…

* * *
97. Смиряющийся – нищ и наг –
В убогой келии монах –
Пока труба не грянет –
Не душетленной и пустой
Быть должен занят суетой,
А Божьим делом занят.

Ему, – что для сторонних нем,
Должна молитва питием
Стать, а рыданье – пищей.
И дьявол, коль к нему придёт,
То, обожжённый, не найдёт
В нём для себя жилища.

Врагу подобно своему, –
Порою в келию к нему
И Божий дух низходит.
Но не найдя там своего
Из-за порочности его, -
Тотчас же прочь отходит.

* * *
98. Сказали старцы: узришь вдруг,
Что юный, самочинью друг,
Гордыне на потребу
И по противному уму
Разгоряченью своему –
Почти восшел на небо,

Где думает, что ублажать
Его там станут, то не трать
На рассужденье время,
Но на погибельном пути
Сам за ногу его схвати
И на землю низвергни.

* * *
99. Издревле были Божии пророки,
Оставившие в книгах наученья.
А после них отцы святые наши,
Пришедшие, – на деле совершили
Всё то, что заповедали пророки,
И, в очередь свою, – как сами жили,
Всё описав, наследникам своим
Оставили пример для подражанья.
Затем пришло и наше поколенье.
Оно, переписавшее писанья
Святых Отцов усердно на бумаге,
А также на пергаменте, – на окна
Сложили их безжизненною грудой,
И без намёка – на употребленье.

* * *
…101. Монах, исследуй самого себя,
Всяк день, всю жизнь свою неопустимо,
Без самооправданья, дабы знать,
Согласно воле Божьей или нет
Живёшь ты.
Поступая
Монах подобным образом, – всегда
Находится в слезах и покаянье.
Так жил святой Арсений.

* * *
102. Не унывай, не скорби же зело,
Ты над житейской трухою:
Злато утративший иль серебро,
Может найти другое.

* * *
103. Монах – есть воин. Воин, отправляясь
На смертное сражение с врагами,
Не думает о вероятных ранах,
О том, – вернётся ли живым из боя.
Опасности себя же подвергает
Лишь для единой цели.

* * *
… 105. - Скажи отец, то как живём –
Есть плод молитвенных страданий,
Коль в сердце собственном своём
Не вижу никакой я брани?

- Не замутится окоём,
Не поколеблется, пространный,
Когда свободно сквозь объём
Души – проходит всякий странный.

Для грешных помыслов, поверь,
Ещё не затворялась дверь
(В тебя входящих и обратно),

И кто твой хаос возмутит,
Когда для пришлых ты открыт,
Как храмина четверовратна.

* * *
106. Однажды старца искушал,
И так, лукавствуя, внушал
Коварный дух изгнанья:
- Отри слезу, не нуди плоть,
Оставь – ведь милосерд Господь –
На завтра покаянье.

Тот – древнего врага узнал
И так безумному сказал,
Брань подвига утроив:
- Грядущее ли знает кто?
Что завтра будет? – будет то,
Что сам Господь устроит.

* * *
107. Будь осторожен все свои дни
Вплоть и до дня, до Судного.
Внешнего если не сохраним –
Не сохраним и внутреннего.

* * *
…110. Ты – дом есть, а диавол – враг,
Проникнуть тщащийся в обитель,
Где бодрствовать обязан житель
И быть безсменно при вратах.

Вздремнёшь – и вот уж не за страх –
За совесть – на твою погибель
Натащит в дом, – когда не видел
Враг всякий сор, и смрад , и прах.

Но ты о горнем воздыхай,
А сор, как мерзость извергай,
Рассеивая у подножья –
Как бурею гонимый лист.

И дом, неуязвленно-чист,
Пребудет в благодати Божьей.

* * *
111. Заметь, чтобы животное ходило
По мельничному кругу, – то ему
Глаза закроют плотною завесой.
И далее – оно не различает
Ни времени, ни что вокруг него,
Чужую волю исполняя слепо.
Вот так же злобой дышащий диавол,
Когда глаза закроет человеку, –
С жестокой неизбежностью ввергает
Во всяческого рода прегрешенья
Несчастного его.

* * *
…115. Если груз помыслов не отрясти,
То и молитву тогда обрести
Так же духовную сложно,
Как, – если кто бы того не хотел, –
Собственное – в возмущённой воде –
Видеть лицо невозможно.

* * *
116. Сказали старцы: если некий брат,
Имеющий доверие к отцу,
Духовному, всего себя отдаст
Ему беспрекословно в послушанье,
То исполненья заповедей Божьих
Не взыщется с него по разуменью
И собственному ведению. Он,
Однажды пред отцом своим духовным
Отрекшись воли собственной, не может
Пред Богом согрешить уже, поскольку
Является святым повиновеньем.

* * *
…118. Сказали старцы: Бог так ничего
Не требует от всех новоначальных,
Вступающих на иноческий путь,
Как послушанье подвига. Сего
И будет с них довольно.

* * *
…120. Возлюбленный, в надмении над братом,
Не возноси слепотствующе сердце,
Не думай так же сам, что почему-то
Его ты стал воздержанней, разумней,
А будь покорен благодати Божьей
И духу нищеты, а так же духу
Любви нелицемерной – да святою
Ты осолишься иноческой солью,
Духовною, – во Господе Иисусе.

* * *
…164. Подобно, как у трона самодержца
Стоящему, вреда никто из смертных
Не сможет нанести, – так сатана
Не сможет повредить нам, если дух
Прилеплен будет к Богу непрестанно.

* * *
…174. Вообрази себе, – в каком-то граде
Создателю преставившийся некто –
Ни голосов не слышит, ни молвы,
Ни речи человека, но уходит
В другое место, где уже нет боле
Ни голосов, и ни молвы, – так инок
В святой облекшись образ и отрекшись
Однажды мира, – должен всё оставить –
Родных и близких – и уйти туда,
Где нет ни развлеченья, ни смущенья,
Произведённых миром.
Если ж он,
Отрекшись мира, не уйдёт затем
Из города родного иль селенья,
То вскоре уподобится во храме
Лежащему недвижно мертвецу,
Гнушается которым всяк входящий,
Вдыхающий зловоние его.

Бог милосерд, однако, отвращает
Своё лицо от иноков, изрекших
Ему обет, но не порвавших связь
С родителями и привычным кругом.

* * *
…177. Дверями, часто открывающимися
Даже по необходимости,
Из дома уходит его тепло.
Так и душа многоглаголющая, –
Хотя бы и говорила доброе,
Теряет теплоту чрез двери слова.
А потому полезно молчание в разуме,
Когда главное место в душе занимают
Умная молитва, плач сердца –
При воспоминании о смерти,
О Суде Божием,
О вечных муках ада
И о вечном блаженстве рая.

* * *
…179. Безмолствующий в келье, ежечасно
Сам истяжи себя: напрасно
Иль нет – ты в рассмотренье погружён
Бесплотных духов. Рассмотри на деле:
Ещё ты служишь им в сем бренном теле,
Или уже от них освобождён.

* * *
…181. Быть в келье безысходно, зреть не лица,
А Бога непрестанно – вот темница!
И потому-то сказано о ней:
В темнице был и вы пришли ко мне.
(Мтф.25,36)

* * *
182. - Что есть молчанье, и какая польза
Нам от него? – спросили братья старца.
И старец им ответил, что молчанье
Всё состоит лишь в том, что пребывать
И с разумом и страхом Божьим в келье,
При этом непременно отвращаясь
Злопомнения и высокоумья…
Сказал ещё: подобное молчанье
Другие добродетели рождает
И ограждает инока от вражьих
Горящих стрел, никак не допуская
Быть уязвлённым ими.

* * *
Не глубину и высоту,
Не труд далёкого пути, –
Пусть всяк возлюбит нищету,
Хотящий слёзы обрести.

А душу – мыслию в аду
Держи – ведь Держащий и в горсти
Весь мир – не волен в душу ту
Взойти ль? И слёзы низвести?

Весь мир и тело в нём – своё
Душе, вкусившей питиё
Небесное – мерзит. Господь
Смиренных вводит в житие.

Но враг, что жаждет побороть, –
Как сеть, употребляет плоть.

 

Повести из житий старцев, преимущественно
египетских, имена которых не дошли до нас.

* * *
…16. Чин ангельский приявший человек
Сказал: для покаянья этот век
Нам даден здесь, чтоб как зерно горчично
Дух разрастался в Боге день за днём.
А коли презрим – то уж не найдём.
Сколь ни искали бы его – вторично.

* * *
I
…18. Подвижник среди братий проживал,
Почти не ел, на стуле, сидя, спал,
И весь свой век не знал упокоенья –
Зачем? Он отвечал, как на духу:
Я вижу Божий суд и не могу
Переносить подобного виденья.
II
Брат слово в псалмопенье пропустил.
Погрешности отец не упустил
И малой сей: приблизившись к итогу, –
Ужели под собой огонь не зришь?
Не ведаешь, что Богу предстоишь,
И говоришь внимающему Богу?
III
Однажды, тяжкой слабостью сморён,
Брат на земле вкушал забвенья сон,
Подвижника, что, может, недостойно.
Немало поражён сим старец был.
И горько плакал он, и говорил:
- Где мысль его, что спит он так спокойно?

* * *
23. …Брат, слёзы к тем приходят,
Кто в грешном ближнего находит,
Низходит благодать на тех,
Кто ждёт от Господа прощенья,
Всех милуя без различенья,
Сам пребывая в нищете.

* * *
Не согреши в коварных сонме.
Злоречье – смерть души. Запомни.

* * *
…26. Кто иноку может поставить в вину, –
Что встретив монахинь, с дроги свернул,
Тем самым смятение выдал?..
И слышит от них, помышлением наг:
- Когда бы ты был совершенный монах,
То женщин бы в нас не увидел.

СВЕТИЛЬНИК
Чрева насытивши, духа не взыщем:
Плачь истребляет излишество пищи,
Плачь исчезает – замечу при том,
От пресыщения долгого сном.
Помни ещё и том, человече:
Губит его клевета и злоречье.
В прах многословье его развевает,
А наслажденье его растлевает.
Будь милосерд и храни всеусильно
Этот горящий пред Богом светильник.

* * *
…35. Однажды странный инок, стар и сед,
Нашедши на дороге женский след,
Помысливши, о чём случалось ране,
Землёй его засыпал, чтобы млад,
Идущий по дороге этой брат,
Не получил бы блудодейной брани.

* * *
…52. Однажды некий милосердный брат,
К больному состраданием объят,
А также и по долгу братской дружбы,
Возникши пред открытыми дверьми,
Принёс больному денег: на, возьми
Себе на приключившиеся нужды.

И слышит от него: любезный брат,
Питателя пришёл сейчас отнять
Ты разве от меня? Ещё ни разу
В случившихся бедах – поверишь ты? –
Близь Господа – я не имел нужды
Весь, с головы до пят, покрыт проказой.

* * *
…71. Ветхого старца нашедши больным,
Сжалился брат над беспомощным, им.

Плача, промолвил болезный и нищий,
Глядючи на принесённую пищу:

- Люди, стремящиеся ко спасенью,
Разве имеют о ней попеченье?

Также о чаше, приятой из рук:
- Думал, не пивши вина, что умру.

* * *
…84. На трапезе – недавно иль давно
Присутствующим принесли вино.
И кто-то, мудрый, отказался: впредь
Не приносите больше эту смерть.

* * *
…88. Пришлось однажды настоятелю скита
Посетить по необходимости архиепископа,
Находящегося в городе.
Когда он возвратился,
Братия спросила его:
Как ему город, и что он там видел?
Настоятель ответил: поверьте, братья,
Кроме архиепископа,
Я не видел там ни одного человека.
Те удивились и сказали:
Что же сделалось с прочим
Множеством народа?
Настоятель вывел их из недоумения, сказав:
Я понудил себя
Не взглянуть ни на одного человека.

Вот явленный однажды – не вотще! –
Пример для нас – хранения очей.

* * *
Один из старцев очень болен был.
Но брат его, пришедший, не забыл,

И сделал всё, что только сделать смог –
Варёное из принесённых смокв.

И молвил, изнурённого любя,
Покушай, брат, и подкрепи себя.

И так ответил терпеливый брат:
Хочу, чтоб попустил Господь страдать

Ещё мне тридцать лет. Достало б сил…
И пищи привнесённой не вкусил.

Всех нынешних – да не введёт в смущенье
И крепость тех и самоотверженье.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную