Николай ЛОБАСТОВ

Путь Домой
Взгляд православного учителя на русскую литературу ХIХ века

ГЛАВА 1. Школа

<<< Продолжение.     Начало>>>

1.7. ПОСЛОВИЦЫ – НАРОДНАЯ КОПИЛКА ЕВАНГЕЛЬСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ

Никто не будет отрицать, что в основе школьного образования должны лежать народные представления о жизни, отражен традиционный для России взгляд на культуру и нравственные ценности. Если в вопросе авторитетов много расхождений: одни за авторитет принимают Белинского с Горьким, другие - Хомякова с Достоевским, то народные ценности для всех незыблемы. Действительно, в этом заочном споре, кто же в своих взглядах на культуру прав, лучше всего обратиться к самому народу, чьих детей культурная элита берется воспитывать.

Когда в начале перестройки вдруг открыто заговорили о Церкви, то я сам себе задал вопрос: действительно ли Церковь, как нас всегда учили, одно из средств обмана народа, его эксплуатации, или это ложь? Как узнать, кто прав в начавшемся споре? И тогда я решил так: дай-ка я спрошу у самого народа. Если его обманывали, обольщали, а он в действительности сопротивлялся и не хотел принимать навязываемой сверху веры, то все это обязательно должно отразиться, закрепиться в его пословицах и поговорках, ведь они не официально сверху навязывались. Я купил трехтомник В.И. Даля, где были собраны все пословицы, и открыл раздел «Бог. Вера». Для меня это стало открытием - среди них не было ни одной богохульной или кощунственной, подобных высказываниям наших учебников. Самая «страшная» поговорка из сотен, посвященных вере, всем известная - «На Бога надейся, а сам не плошай». Да и то, как я теперь стал понимать, в ней нет противоречия с позицией Церкви. Получался шокирующий вывод: наши учебники - антинародны. «Напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как между нашим простым народом, не слышно насмешек на счет всего церковного» 1, - читаю я сегодня у А.С. Пушкина. Бедный Пушкин не знал: кроме школьных учебников.

Народные представления о жизни, мировоззренческих понятиях, нравственности, морали лучше всего отразились и закрепились на века в русских поговорках. Краткие, точные, емкие, вобравшие в себя всю палитру жизненного миропонимания, они как нельзя лучше могут послужить критерием в поисках ответов на те вопросы, что задала русская классика своим читателям. «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов», - замечает Гоголь и сетует на то, что мы их богатство еще не оценили: «как неразобранный товар, сброшены в одну беспорядочную кучу» 2.

Пословицы - та же школа, их цель - просвещение потомков. Весь опыт тысячелетней жизни скапливал народ в пословицах, чтобы потом этот опыт постигал каждый из нас самостоятельно - в этом и состояла цель сочинения и распространения пословиц, чисто педагогическая, охранительная, воспитательная. Все говорят о богатстве русского языка, но сегодня, увы, все чаще о его формальной стороне, забывая, что главный признак его богатства - кладезь премудрости , заключенный в языке, сам дух стремления к Истине, к справедливости, к точности в нравственных категориях. Подобную работу однажды в русской истории попробовали сделать искусственно - это «Домострой». Но он не может сравниться с народными поговорками по тщательности отбора, точности, глубине, по широте тематики. До сих пор не оценена еще их роль в духовной истории России. Если умственные теории интеллигенции порой расшатывали нравственные основы государства, то пословицы, наоборот, прочно цементировали общественные формы жизни. Особенно семейные устои, а на семье держится государство.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Х VII Международных Рождественских чтениях отметил: «Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость  продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно народная культура оставалась носительницей христианского благовестия».

Как же так получилось, что необразованный, неграмотный, «некультурный» народ создал культуру намного чище, светлее, долговечнее, авторитетнее и т.п., чем образованный слой общества? Труды Новикова сегодня никто не вспоминает, а песни, поговорки, сказки читают и будут читать и через сто лет. Причина в том, что не свои измышления, в отличие от западного подхода, пытался выразить народ в словесных формулах, а Божественную волю. Главная христианская добродетель проявилась в любви к составлению пословиц у русского народа – смирение. Смирение перед волей Божией, перед Его святыми заповедями, перед библейской мудростью. С помощью пословиц русский народ просто переводил на доступный, бытовой язык библейские истины, а не гордился своими измышлениямя. Как вода полирует камень до самой простой формы, так и в житейском море русского народа библейское слово отчеканилось в простые формы пословиц. Поэтому их мудрость и глубина не становятся со временем меньше, в отличие от произведений светского искусства. В том и ценность их для культуры нашего Отечества, что они смогли удержать национальные формы жизни на ноте духовного стремления к вечности, к высоте, к чистоте, к праведности во все времена.

Пушкин, говоря о Петре, замечает: «В общем презрении ко всему старому, народному, включена и народная поэзия, столь живо проявившаяся в грустных песнях, сказках и в летописях» 3.

Именно из Церкви черпали наши предки нравственные установки для четких жизненных формулировок. Книги божественной премудрости «Иисуса, сына Сирахова», сборники «Луг духовный» и «Цветник», труды святителя Иоанна Златоуста и, конечно, Евангелие вошли в народные поговорки.

И этот огромный капитал нравственных привычек и общепринятых правил жизни в народе получает более устойчивую форму, чем государственные законы. Все измеряется совестью. Коллективная воля народа хранит веру и ее обычаи, но самое главное – признает нравственную обязательность христианских отношений к Богу, ближнему и миру. Лучше всех это выразилось в произведениях Пушкина, где вроде бы простые, неяркие, неброские поступки героев таят в себе огромную силу этих твердейших нравственных правил всего народа: Татьяна Ларина - «другому отдана и будет век ему верна», Марья Троекурова сохранит верность брачному обету, Гринев - милосердие, верность присяге и т.п. Без нравственных мучений, без умствований, принуждения, логического доказательства… Так принято! И эта общепринятость нравственных законов распространялась в народе в том числе и через поговорки.

«Вся наша жизнь давно уже отлита в чеканные математические формулы - русские пословицы, - рассуждает в одной из лекций протоиерей Артемий Владимиров. - “На Бога надейся, а сам не плошай” - вот русская богословская формула, которая, может быть, возникла раньше греческих богословских изречений о синергии - соработничестве Бога и человека, а даже если эта пословица возникла и не раньше, то она ничем не уступает греческим формулам по афористичности и глубине мысли». Действительно, синергия – одно из сложнейших богословских понятий, на которых сломали зубы целые поколения и народности, а в русском языке, как видим, это закрепляется просто, но богословски верно и точно.

Например, у архимандрита Павла (Груздева) было много любимых поговорок. Когда его спрашивали, можно ли переехать в другое место, поменять работу, он отвечал: «Сиди, лягушка, в луже, а то будет хуже». Когда ему жаловались на обиды, он прижимал к груди: «Прости, но не мсти». А если при нем кто-то осуждал, он повторял: «Не ищи худого в селе, а ищи худого в себе». Составлял он и свои поговорки: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

В русских пословицах запечатлелся христианский дух и христианское понимание жизни, как следует строить свою жизнь на вере в Бога, на уважении к человеку, на любви к правде, на честности и воздержании. В них, как и в библейских притчах, выражена вечная Правда.

Вера

С верой нигде не пропадешь.

За чужим не ходи, а своё береги.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

С миру по нитке - голому рубашка.

Не хвались серебром, хвались добром.

Не годами старость красна, а делами.

Жизнь дана на добрые дела.

Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

Не строй церкви, пристрой сироту.

Одной рукой собирай, другой раздавай.

Лучше дать, нежели взять.

Жить - Богу служить.

По течению только дохлая рыба плывет.

Вольному воля, спасенному рай.

Благими намерениями ад вымощен.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Не смейся чужой беде - своя на гряде.

Завистливое око видит далеко.

Не рой яму другому - сам в нее попадешь.

Мягко стелет, да жестко спать.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Правда, как оса, лезет в глаза.

В глаза не льсти, а за глаза не брани.

Лучше умная хула, чем дурацкая похвала.

Ложь злодею нужна, а правда миру люба.

Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит.

Правда глаза колет.

На языке мед, а под языком лед.

Речи хвалебные, что воды лечебные: и лечат, и калечат.

Хваленого берегись пуще хаянного.

Кто здорово льстит, тот неплохо и мстит.

В тихом омуте черти водятся.

Все мы, сватья, хороши, пока не доберешься до души.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Любви золотом не купишь.

Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается.

 

Молитва

Молись, а злых дел берегись.

С Бога начинай, с Господом кончай.

Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.

С молитвою в устах, с работою в руках.

 

Мудрость (глупость)

Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта.

Не столько соображает, сколько воображает.

Человек с коротким умом обзаводится длинным языком.

Часто лоск заменяет мозг.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Не пеняй на камень, если споткнулся.

Не грешна, так и смерть не страшна.

За неблагодарных Бог благодарит.

Без Бога ни до порога.

Приход пономарский, а расход генеральский.

Дурень за счастьем бежит, а оно у него под ногами лежит.

 

Покаяние

Повинную голову меч не сечет.

Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Ошибайся, да сознавайся.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание - половина исправления.

Умел грешить - умей каяться.

Упавшего не считай за пропавшего.

Кайся, да опять за то не принимайся.

 

Праведность (беззаконие)

Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя.

Грех сладок, а человек падок.

Лучше убожество с добром, нежели богатство с грехом.

Хлопочи не о прибыли, а о добром имени.

Не в силе Бог, а в правде.

Кто правду хранит, того Бог наградит.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Чужой бедой сыт не будешь.

Не трись возле сажи, сам замараешься.

 

Правосудие

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Кто в чем оплошает, за то и отвечает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Шила в мешке не утаишь.

Кого Бог хочет наказать, того лишает разума.

Павшее дерево рубят на дрова.

Лихо тому, кто неправду творит кому.

Худые дела не доведут до добра.

Как поживешь, так и умрешь.

Жил грешно и умер смешно.

Грехи любезны доводят до бездны.

Добрый конец - всему делу венец.

Все пройдет, одна правда останется.

 

Сдержанность

Легче ссоры избежать, чем ее прекращать.

Когда рассердишься, сосчитай до ста.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Держи кулак в кармане, а язык на аркане.

Обидеть легко, да душе каково.

От одного слова - да на век ссора.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

На спор не будь скор.

Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.

Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять.

Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ.

Когда двое сердятся, оба виноваты.

Кто живет тихо, тот не увидит лиха.

Утро вечера мудренее.

 

Скорби

Не все коту масленица, настал и великий пост.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Кроткая овца всегда волку по зубам.

Тихое озеро быстро тиной зарастает.

На то и щука, чтоб карась не дремал.

То золото не золото, что не было под молотом.

В незрелом яблоке вкуса нет.

Нет худа без добра.

Розы без шипов не бывает.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

Сушит не работа, а забота.

Что у кого болит, тот о том и говорит.

Чужая беда не дает ума.

От нужды умнеют, а от богатства дуреют.

Беда да мука тоже наука.

Намучишься, так и научишься.

Отведаешь сам, поверишь и нам.

Хорошего ругают, чтобы не испортился, плохого - чтобы исправился.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Легко добыто, легко и прожито.

 

Слово доброе

Слово серебро, а молчание - золото.

Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.

Бойся Всевышнего, не говори лишнего.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

От доброго слова язык не отсохнет.

 

Слово недоброе

У злой Натальи все люди канальи.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Клевета, что уголь: не обожжет, так замарает.

Худые вести не лежат на месте.

Скажешь курице, а она - всей улице.

Посмотри, сова, сама какова.

Чужие грехи пред очами, а свои за плечами.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Других не суди, на себя погляди.

Один Бог без греха.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

На чужой роток не накинешь платок.

Иное слово пропускай мимо ушей.

Свой язык - первый супостат.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

У короткого ума длинный язык.

Шутить - шути, а людей не мути.

Шутки любишь над Фомой, так люби и над собой.

Щедр на слова, да скуп на дела.

Кто много болтает, тому часто попадает.

 

Смирение (гордость)

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.

Чем хвалимся, на том и провалимся.

Не хвались герой, идучи на бой, а хвались идучи домой.

Не все то золото, что блестит.

Хвалят - не гордись, учат - не сердись.

Когда человеку много даром дается, он всегда зазнается.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Кто похвалится, тот спохватится.

Легко хвалиться, легко и свалиться.

Умный смиряется, глупый надувается.

Послушание лучше (паче) поста и молитвы.

Повиниться - что Богу помолиться.

Хороший пример - лучшая проповедь.

Встретил низкое - перешагни, встретил высокое - нагнись.

Живи смирнее, будешь всем милее.

 

Совесть

Совесть не повесть - в архив не сдашь.

Кривой зеркала не любит.

Лучше в обиде быть, чем в обидчиках.

От своей тени не уйдешь.

У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Злая совесть стоит палача.

В простых сердцах Бог почивает.

Простота, чистота, правота - наилучшая лепота.

 

Справедливость

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

У сильного всегда бессильный виноват.

Нет такой птицы, чтобы пела, да не ела.

 

Терпение

До поры, до времени не сеют семени.

Всякому овощу свое время.

Не тряси яблоко, покуда зелено; созреет - само упадет.

Ничего не портит тот, кто ничего не делает.

От всякой беды есть два лекарства: время и молчание.

Так гни, чтобы гнулось, а не так, чтобы лопнуло.

Бог терпел, да и нам велел.

За терпенье есть спасенье.

 

Трудолюбие (лень)

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

Потеха - делу помеха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Мастер плохой, зато едок лихой.

Терпение и труд все перетрут.

Делу - время, потехе - час.

Легко чужими руками жар загребать.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

 

Дружба

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его видишь.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Дружба - дружбой, а служба - службой.

С иным будь знаком, а ходи кругом.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Чужая душа - потемки.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Насильно мил не будешь.

Свет не без добрых людей.

Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

 

Власть

Первый в совете, первый и в ответе.

Старшему первая чарка и первая палка.

Дары и мудрых ослепляют.

С богатым не судись, а с сильным не борись.

Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.

 

В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» Николай Васильевич Гоголь писал: «Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» 4. Там же он указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты: народные песни, пословицы и слово церковных пастырей (в другом месте статьи он называет церковные песни и каноны).

В литературе интерес к пословицам начинается с Пушкина. «Петр создал войско, флот, науки, законы, но …поколение, преобразованное, презрело безграмотную изустную народную словесность…» 5, - говорит он о временах прежних и в шутливом стихотворении предлагает нам поднять бокал вина за Пахомовну:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем -

Мастерица ведь была

И откуда что брала.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно? 6

Пушкин и другим писателям советует обратиться к народной мудрости: «Есть у нас свой язык; смелее! – обычаи, история, песни, сказки – и проч.» 7. В 1825 году Пушкин делает заметки под названием «Старинные пословицы и поговорки», где приводит пословицы и объясняет их. Вот некоторые: «Не суйся середа прежде четверга. Иже не ври же, его же не пригоже – насмешка над книжным языком… Нужда научит калачи есть - т.е. нужда - мать изобретения и роскоши». Пушкин часто использовал пословицы в письмах, причем пытался их объединять в пары: «Далеко кулику до Петрова дня - а еще дале бабушке до Юрьева дня» (10;90), «Перенеси мужественно перемену судьбы твоей, т.е. по одежке тяни ножки - все перемелется, будет мука» (10;231). «Про старые дрожжи не говорят трожды; не радуйся нашед, не плачь потеряв» (10;231). «Рад бы в Рай, да грехи не пускают» (10;505). «Мое доброе намерение преподнести вам свои несчастные стишки отправилось мостить ад» (10;852). «Вольно собаке и на владыку лаять» (10;233). «Было бы корыто, а свиньи будут» (10;454), - пишет Пушкин супруге, предостерегая от женского кокетства: «Вот вся тайна кокетства».

Пословицы и поговорки - это то, что стало привлекать Пушкина в последние годы. В письмах, в набросках будущих статей у него все чаще встречается «Летописи, сказки, песни, пословицы» (7;532). Не успел…

«Жуковский и Гоголь оказались как будто единственными, кто сумел по достоинству оценить русские сказки Пушкина. Другие литераторы считали занятие «сказками» если не «ошибкой», то странной пушкинской прихотью. Гоголь же сообщает в письме Жуковскому: «Одно начало чуть не свело меня с ума. Боже мой, что-то будет далее! Мне кажется, что теперь воздвигается огромное здание чисто русской поэзии, страшные граниты положены в фундамент, и те же самые зодчие выведут и стены, и купол на славу векам» 8.

В «Мертвых душах» Гоголь для окончательной характеристики героев привлекает пословицы: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Медвежья натура Собакевича находит свое итоговое определение в пословичной формуле: «Эк наградил-то тебя Бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит...». В.А. Воропаев отмечает, что характеры эпизодических персонажей поэмы порою полностью исчерпываются пословицами или пословичными выражениями. «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хотя бы в рот хмельного». Заседатель Дробяжкин был «блудлив, как кошка...» . Мижуев был один из тех людей, которые, кажется, никогда не согласятся «плясать по чужой дудке», а кончится всегда тем, что пойдут «поплясывать как нельзя лучше под чужую дудку, словом, начнут гладью, а кончат гадью».

В сохранившихся главах второго тома «Мертвых душ» важное значение для понимания авторского замысла имеет пословица: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».

Поглядим на некоторые пословицы с точки зрения евангельской мудрости.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - какое тяготение к созерцательности, в отличие от западного подхода к жизни - рационального! Православный русский человек мыслит сразу образами - это более совершенная форма мышления, чем западное разложение на части, попытка все объяснить… Такова Татьяна в отличие от Онегина, Максим Максимыч в отличие от Печорина, Соня в отличие от Раскольникова, Николай Петрович в отличие от Базарова. Достоевский будет подчеркивать разницу между рассуждениями Раскольникова о старушке и реальным образом ее. Образ победит рассудок.

«Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит» - какой сильнейший наказ нам, потомкам! Закон сегодняшней жизни - с точностью до наоборот: счастьем считается исполнение своих желаний. Сию простую народную поговорку надо бы сегодня - как в коммунистические времена партийные лозунги - на каждое здание огромными буквами, ибо она одна стоит всех тезисов Ленина.

«Утро вечера мудренее» - не надо доверять своим чувствам и разуму, так как после грехопадения они поддаются лжи, искажены, дают неверное представление о действительности. Поэтому один из аскетических законов гласит: не принимай сразу решения.

« Бог дал – Бог и взял » - почему из огромного объема библейских страниц русские выбрали именно эту маленькую цитату из книги Иова Ветхого Завета? Потому что в ней сконцентрировано одно из главных положений веры - упование на Промысел Божий, ограниченность своего видения жизни, любовь Божия к человеку, несмотря на наличие скорбей и страданий. Дело не только в том, чтобы прочесть и знать Слово Божие, но и в том, чтобы уметь вычленить главное, что и сделали русские люди в отличие от других народов. Широкое распространение подобных поговорок говорит о правильной иерархии ценностей в сознании русского народа.

«Бог видит, кто кого обидит» - вот ответ русских людей всем революционерам: Бог Сам разберется с обидчиками лучше нас.

« На Бога положишься – не обложишься», «Бог даст день – даст и пищу » - у тешительная надежда на Божию милость вела к искренней преданности русских Божьему Промыслу. Но вдумайтесь, как мудр русский человек, ведь такая безоглядность на потери и несчастья не обернулась для нас беспечностью или нерадением. Мы себя всегда остерегаем: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу молись, а сам к берегу гребись», «Береженого Бог бережет».

«Бог не выдаст – свинья не съест» - какие простые слова. Интеллигенту они покажутся слишком примитивными и несерьезными. Но смысл! Оказывается, никакое зло не коснется нас, если Бог не попустит. Своих Бог не выдает! Отсюда вывод простой: стань Божиим, а не жалуйся на несправедливость.

«Без Бога не до порога» - трудно понять западному человеку такую преданность воле Божией русского человека - во всем; никакое дело не начиналось и не оканчивалось без Бога, все освящалось Божиим присутствием. Западный человек и наш интеллигент норовят принять двойную мораль: в церкви ты один, в жизни - все иначе.

«Бог кого любит – того наказывает» - вольный перевод цитаты из книги Притчей «Его же любит Господь - наказует» . И опять же не устаем удивляться: современный человек с двумя высшими образованиями это ни понять, ни объяснить не может, а простой русский человек не только понимал, но еще закреплял на века частым повторением как поговорки, как само собой разумеющееся и всеми принятое. Вот тебе и невежество темного народа!

«Хорошо там, где нас нет ». Русский народ понимал, что там, где мы - плохо всегда. Но и считать, что где-то лучше - глупо. Где родился, там и пригодился. В этих пословицах отрицается вся идея прогресса. Мечта о будущем либеральном Рае разбивается об одну-единственную простенькую народную пословицу. Хорош этот будущий либеральный Рай только по одной причине: нас там нет. А как придем…

Высшее богословие проникло даже в детские считалочки: «Сатана гордился - с неба свалился; фараон гордился - в море утопился, а мы гордимся - куда годимся?» Гордыню, которую сегодня в скрытом виде так пестуют, русский народ ставил на свое подобающей ей место - в число первых грехов, помня известные слова из книги Притчей: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» . Народ скажет это попроще: «Не чванься, квас, - не лучше нас».

Порой для простого читателя Библия не понятна. Для того и придумывали наши предки емкие фразы, чтобы легче воспринималась на слух библейская премудрость. «Иже утверждается на лжах, пасет ветры, той же поженет птицы парящия» , - согласитесь, что не просто понять читающему, что такое пасти ветер, или пасти птиц, в поднебесье парящих. Зато все мы внимаем слову какого-то неведомого нам русского мудреца, который, прочитав и поняв, выразил это для нас русским слогом: «Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься».

Сколько копий сломано интеллигентами при решении вопроса влияния Запада. А русский народ о тех, кто забывает свое, родное, добротное, верное, напоминал слова из Писания: «Из источника чуждаго не пий, да многое время поживеши и приложатся тебе лета живота». Из глубины веков напомнят русские прапрапрадеды в генной глубине всплывающими в нашей памяти присловьями «В чужих руках ломоть велик»; «На чужое добро руки чешутся»; «Не дери глаз на чужой квас»; «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Чужим хлебом да чужим умом недолго проживешь»; «Эх, чужая одежа не надежа»…

Как учили, к примеру, ребенка трудолюбию? Разве многократными нудными уговорами - работай, трудись, многого добьешься? Нет. Ясным, единожды  услышанным, легко и на всю жизнь запоминающимся правилом - « Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Любишь кататься - люби и саночки возить»! Внуку запоминалось дедово раздумчивое, вперемежку с воспоминаниями о своей жизни: «Деньги могут многое, а правда - все»! Вот так и воспитывали - заветами, оставленными в пословицах, которые детская восприимчивая душа хватает на лету, вбирает в пытливую память, а затем, спустя годы, дорастает до смысла осевшего в сердце неосмысленным прежде грузом.

Помню, я тоже очень любил бабушкины присказки. Хотя употреблял их часто, не понимая смысла. Понятие пришло позднее. Например, бабушка часто повторяла: «Вольному - воля, а спасенному – рай». Любил и я ввернуть эти красивые слова, но смущало недопонимание. Если кто-то хочет получить свободу - пусть получит, а вот кто отказывается от этого - тому… Рай? Получается, что Рая достигает тот, кто от свободы отказывается? В советские времена эту загадку я решить не мог, стыдясь признаться в том, что я, получивший высшее образование, не могу понять присказки бабушки с двумя классами образования. Только после знакомства с Евангелием все стало понятно: да, только добровольный отказ от свободы - своей, от своей воли - может привести к спасению. Как-то я рискнул дать задание по этой поговорке студентам - результат оказался ожидаемым: никто даже близко к истинному смыслу ее подойти не смог. Так далеко удалилась наша грамотность от «неграмотности» моей мудрой бабушки.

Сегодня не только не обращаются к этому великому наследию нации, но делают все, чтобы исказить его. Например, пословицу «Не согрешишь – не покаешься» современное сознание понимает уже по-своему: чтобы прийти к покаянию, необходимо согрешить, т.е. пытаются оправдать грех.

Мы подробно остановились на пословицах, чтобы проникнуться ощущениями возвращения к «почве» (Достоевский) наших классиков два века назад. Они так же заново открывали обетованную землю евангельской мудрости, заключенную в фольклоре, медленно и мучительно.

Вот опора в преподавании искусства слова - сокровища Священного Писания и народная премудрость русских пословиц, идущие рука об руку. Пословицы, как компас, должны присутствовать на каждом уроке по литературе в старших классах, чтобы сверять наши мнения по поводу тех или иных героев и событий.

Приведем примеры пословиц и поговорок, которые можно применить при изучении программных произведений в старших классах:

 

«Горе от ума»

У кого что болит, тот о том и говорит.

Не рой другому - сам в нее попадешь.

У злой Натальи все люди канальи.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Чужие грехи пред очами, а свои за плечами.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Других не суди, на себя погляди.

Один Бог без греха.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Щедр на слова, да скуп на дела.

У короткого ума длинный язык.

Шутить - шути, а людей не мути.

Шутки любишь над Фомой, так люби и над собой.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

Кто много болтает, тому часто попадает.

Умный смиряется, глупый надувается.

Хороший пример - лучшая проповедь.

Встретил низкое - перешагни, встретил высокое - нагнись.

 

«Гроза»

Катерина. Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.

По течению только дохлая рыба плывет.

В тихом омуте черти водятся.

Вольному воля, спасенному рай.

Благими намерениями ад вымощен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Не все то золото, что блестит.

Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

В беде не унывай, на Бога уповай.

Жди - будут и ясные дни.

Лучше без одежды, чем без надежды.

Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя.

Грех сладок, а человек падок.

Шила в мешке не утаишь.

Живи смирнее, будешь всем милее.

В простых сердцах Бог почивает.

Простота, чистота, правота - наилучшая лепота.

За терпенье есть спасенье.

Кабанова: Лучше убожество с добром, нежели богатство с грехом.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Хорошего ругают, чтобы не испортился, плохого - чтобы исправился.

Хороший пример - лучшая проповедь.

 

« Отцы и дети»

Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется.

На спор не будь скор.

Когда двое сердятся, оба виноваты.

Кто живет тихо, тот не увидит лиха.

Утро вечера мудренее.

От доброго слова язык не отсохнет.

Цыплят по осени считают.

Мягко стелет, а жестко спать.

Лучше в обиде быть, чем в обидчиках.

На что и клад, когда в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Жил грешно и умер смешно.

Добрый конец - всему делу венец.

Все пройдет, одна правда останется.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

 

«Обломов»

Боже-то поможи, да и сам на боку не лежи.

Гром не грянет, мужик не перекрестится.

Кто на море не бывал, тот и Богу не молился.

То золото не золото, что не было под молотом.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Тихое озеро быстро тиной зарастает.

На то и щука, чтоб карась не дремал.

 

«Преступление и наказание»

Не столько соображает, сколько воображает.

Ошибайся, да сознавайся.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание - половина исправления.

Умел грешить - умей каяться.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Чужой бедой сыт не будешь.

У сильного всегда бессильный виноват.

Беда да мука тоже наука.

Кто на море не бывал, тот и Богу не молился.

Намучишься, так и научишься.

Повиниться - что Богу помолиться.

 

Итак, в народной мудрости выражен порой совершенно иной взгляд на жизнь, чем в толкованиях учебников. Особенно мы видим это противоречие на отношении к Катерине из «Грозы» А.Н. Островского и Базарову из «Отцов и детей» И.С. Тургенева. Конечно, традиционное обучение не может игнорировать народного выражения мировосприятия, закрепленного в пословицах.

 

1.8. ЛИТЕРАТУРА – ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ… ПИСАТЕЛЕЙ

Давайте посмотрим на литературный процесс глазами замечательного русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина . В его рассказе « При свете дня» , на мой взгляд, очень точно выражено типичное заблуждение взгляда на литературу, который насаждался в школе 70 лет и сегодня никак не изжит. По этой причине мы остановимся, с позволения читателя, на нем подробнее.

Рассказ начинается с того, как на очередном писательском застолье Сергей Васильев прочитал «маленький шедевр, забытого, к сожалению, превосходного поэта» - Демьяна Бедного.

Был день как день, простой, обычный,

Одетый в серенькую мглу.

Гремел сурово голос зычный

Городового на углу.

Гордяся блеском камилавки,

Служил в соборе протопоп.

И у дверей питейной лавки

Шумел с рассвета пьяный скоп.

На рынке лаялись торговки,

Жужжа, как мухи на меду.

Мещанки, зарясь на обновки,

Метались в ситцевом ряду.

На дверь присутственного места

Глядел мужик в немой тоске,

Пред ним обрывок «манифеста»

Желтел на выцветшей доске.

На каланче кружил пожарный,

Как зверь, прикованный к кольцу,

И солдатня под мат угарный

Маршировала на плацу.

К реке вилась обозов лента.

Шли бурлаки в мучной пыли.

Куда-то рваного студента

Чины конвойные вели.

Какой-то выпивший фабричный

Кричал, кого-то разнося:

«Прощай, студентик горемычный!»

Никто не знал, Россия вся

Не знала, крест неся привычный,

Что в этот день, такой обычный,

В России... Ленин родился!

Все писатели вокруг восторгались: забывают у нас прекрасных авторов! И спросили Солоухина: а он что молчит. И тогда русский деревенский писатель им ответил:

«Персонаж только что прочитанного пасквиля на Россию назвал однажды Льва Толстого срывателем всех и всяческих масок. Очень ему нравился этот процесс, включая и ту стадию, когда вместо «масок» начинают срывать уже одежды со своей собственной матери, стремясь обнажать и показывать всему свету ее наиболее уязвимые места... Но Толстой..., еще до того, как заняться срываньем всех и всяческих масок, ...хоть успел нарисовать нам образ великой и просвещенной, красивой и одухотворенной России. Вдохновенный портрет ее вырос перед нами из ее военного подвига и составился из отдельных прекрасных образов: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Пети Ростова, Левина и Кити, Вронского и Анны Карениной, Оленина, Марьянки, Ерошки, Кутузова, Тушина, Багратиона, Дениса Давыдова...

Что же мы услышали здесь?... Что такое Россия в 1870 году? Творит Достоевский. Звучат новые симфонии и оперы Чайковского. В расцвете творческих сил Толстой. Роман за романом издает И.С. Тургенев. А.П. Бородин создает «Богатырскую симфонию», оперу «Князь Игорь», а как химик открывает в 1872 г . альдольную конденсацию. Не знаю, право, что это такое - альдольная конденсация, - наверно уж факт не менее важный, нежели пожарный на каланче. Да, так вот, звучат симфонии и оперы русских композиторов, в деревнях звучат народные песни, хороводы... Менделеев уже открыл свою периодическую таблицу. Тимирязев вот-вот начнет читать свои блестящие лекции. В Москве возводится грандиозное ослепительно белое златоглавое сооружение - памятник московскому пожару, Бородину и вообще победе над Наполеоном. В России от края до края бурлит 18.000 ежегодных ярмарок! Через 8 лет Россия, жертвуя своей кровью, освободит ближайшую родственницу, сестру Болгарию, от турецкого ига... Я думаю, если бы поднять газеты того времени, мы найдем там много такого, что можно было бы почитать с гордостью за Россию, за ее общественную жизнь, за ее дела. Ведь именно на эти годы приходится активная научно-исследовательская деятельность, скажем, Пржевальского и Миклухо-Маклая. И что же поэт-пасквиль выбрал из всей российской действительности того времени, чтобы показать свету?

Мещанки мечутся в ситцевом ряду. Это уж совсем что-то непонятное. Ситцев огромный выбор, ситцы дешевые, на всех хватит, и завтра их будет столько же, и каждый день, каждый год вплоть до того дня, когда к власти придет тот, кто родился в этот апрельский денек. Вот тогда действительно с ситцами будет покончено, тогда будут метаться наши женщины в поисках ситцев, а в те времена... Непонятно. На каланче пожарный, прикованный, как зверь к кольцу. Ну, знаете ли... Не хватает уже ни слов, ни злости. При чем тут пожарный, который исправно несет свою службу, свое дежурство? Солдатня марширует под угарный мат. Не просто солдаты, русские солдаты, герои Измаила, Бородина, Севастополя, Шипки, а солдатня. Почему солдатня? Потому что подчиняются своим командирам, потому что служат Царю и отечеству, а хуже этого, с точки зрения младенца, народившегося в тот денек, ничего не может быть...

...Представим себе, что разбойники под угрозой смерти заставили взрослого мужчину изнасиловать собственную мать. Их было несколько сыновей. Один бросился на разбойников и тотчас погиб... Белое добровольческое движение все было потоплено в крови. Все это были сыновья России, которые предпочли погибнуть, но избежать позора. Второй брат под угрозой бандитов покорился и совершил насилие. Третий, хоть сам и не насильничал, но смотрел и не пошевелился, потому что у горла - нож. И вот они оба остались живы, но жалка их участь и страшна их жизнь. И что же теперь с них спрашивать? Они могут все, и ничего недозволенного для них нет. Что для них осталось святого?

Демьян Бедный увидел лишь пожарного на каланче да протопопа в соборе. Но почему же он не увидел самого собора, украшавшего город? Великий норвежский писатель, написавший книгу «В сказочной стране», был объективнее поэта-паскудника отечественного производства. Вот что он пишет о нашей стране: «Я побывал в четырех из пяти частей света, ...но чего-либо подобного Москве я никогда не видел... В Москве около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением... Я никогда не представлял себе, что на Земле может существовать подобный город: все кругом пестреет красными и золочеными куполами и шпицами. Перед этой массой золота бледнеет все, о чем я когда-либо мечтал. Мы стоим у памятника Александру Второму, не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами. Здесь не до разговора, но глаза наши делаются влажными».

Возникает вопрос, зачем понадобилось из яркой, златоглавой, колокольной, ярмарочной, стерляжьей, песенной, хороводной, мастеровой, пахотной, сенокосной, привольной, ледоходной, блинно-масленичной, пасхальной, светловодной, боровой, черноземной, соловьиной России делать серенькую, скучную, невзрачную, бедненькую, затюканную Россию? А очень просто. Ведь если Россия богата, могуча, изобильна, просвещенна, то какой же смысл в рождении того человека, который возьмется ее переделывать?»

Вот такой рассказ Солоухина. В нем очень много нелицеприятной правды. Из него видно, что литературное произведение не только не отражает действительность, но грубо и сознательно искажает ее, пытается создавать ее по своему видению. В произведении писателя мы видим прежде всего не объективную картину жизни русского народа, а ОТНОШЕНИЕ писателя к Истине. (И учитель должен это подчеркивать, чтобы у учеников не создалось впечатление, что перед ними сама Истина, как это сегодня часто бывает). В стихотворении Д.Бедного отношение к Истине таково: он ее боится, как огня, так как приверженность ей грозила бы писателю суровыми последствиями, а служение лжи приносит славу и почет, тешит его греховное тщеславие. Конечно, немало писателей заблуждались искренне. Но от этого их заблуждения ближе к Истине не становились. А мы вынуждены в школе изучать их многочисленные заблуждения, от которых у любого человека к концу обучения голова кругом пойдет, а сердце - лишь удалится от Света.

Гоголь это понял и предупреждал нас: «Искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства… Искусство должно выставить нам на вид все доблестные народные качества и свойства, …чтобы каждый почувствовал их в себе самом и загорелся бы желаньем развить и возлелеять в себе самом то, что им заброшено и позабыто» 9.

Замечательно почувствовал необъективность нашей литературы Виктор Аксючиц. В своей статье «Экзистенциальная боль русской литературы» он обращает наше внимание на то, что российское общественное мнение, начиная с XIX века, судит о национальном характере русского народа не по реальной истории, а по художественной литературе. Общепринятым стало мнение, что герои русской литературы выражают типы национального характера.

Но художественная литература выражала не столько проблемы русского народа, сколько проблемы образованных слоев, отражала не самоощущение народа, а попытки самосознания культурного общества. Поэтому дворянскую литературу нельзя воспринимать как исторически-реалистическую, изображающую эпоху, ибо вне ее поля зрения оказались целые пласты русской жизни и истории: быт различных сословий, православные традиции, развитие мощной государственности, колонизация и цивилизация огромных суровых пространств и т.п.

Герои русской литературы - это образы не реальных людей и отношений, а отражение проблем, которые мучили образованное общество. Эта литература не реалистическая, а экзистенциальная. Русская литература изображает внутреннюю судьбу автора, его место в истории и культуре своего народа. Внутренняя жизнь русского народа во многом осталась тайной для русской литературы. Через занятие словесностью дворяне-писатели пытались осознать свое собственное историческое место.

Надо отдать должное, что литература частично прикоснулась к религиозным основаниям национальной культуры. Но прикоснулась робко. Гениальные прозрения русской литературы – в беспрецедентном для европейской литературы прорыве к христианским истинам о Боге, человеке и мире. Основным же заблуждением русской литературы, обусловленным экзистенциальным статусом писателей, были недостаточное знание духовных корней народа, неумение увидеть своеобразные его достоинства и приписывание ему собственных недостатков. Поэтому все, что принято вычитывать в литературе о характере русского народа, нуждается в ревизии.

Итак, «русская литература дала миру изысканно кривое зеркало русской души… Грибоедов писал свое “Горе от ума” сейчас же после 1812 года. Миру и России он показал полковника Скалозуба, который “слова умного не выговорил сроду”, - других типов из русской армии Грибоедов не нашел. А ведь он был почти современником Суворовых, Румянцевых и Потемкиных и совсем уж современником Кутузовых, Гаевских и Ермоловых. Но со всех театральных подмостков России скалит свои зубы грибоедовский полковник - “и золотой мешок, и метит в генералы”. А где же русская армия? Разве Скалозубы ликвидировали Наполеона и завоевывали Кавказ? Или чеховские “лишние люди” строили великий сибирский путь? Или горьковские босяки - русскую промышленность? Или толстовский Каратаев - крестьянскую кооперацию? Литература есть кривое зеркало жизни. Из русской реальности наша литература не отразила почти ничего. А тем более идеалы русского народа. Русская литература отразила много слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон… Мимо настоящей русской жизни русская литература прошла совсем стороной. Ни нашего государственного строительства, ни нашей военной мощи, ни наших организационных талантов, ни наших беспримерных в истории человечества воли, настойчивости и упорства - ничего этого наша литература не заметила», - писал за границей И.Л. Солоневич.

И мы, учителя, должны четко показать учащимся: что не Россию и историю отражают произведения литературы, а позицию автора! Иначе у него создастся совершенно искаженное мнение - и вина в этом будет наша.

У преподавателя литературы, к сожалению, подавляющее большинство материала - отрицательного, негативного. Этот перекос должен исправить сам учитель. Всем знакомы слова из Евангелия: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Заметим, уничтожение любви имеет интересную причину: «умножение беззакония». То есть чем больше учитель показывает на уроках примеры «беззакония», тем больше «охлаждает» в юных душах желание бескорыстно любить. Не воспламеняет (а любовь не передается, а зажигается в ответ на любовь), а заливает этот и так небольшой огонек холодным душем многочисленных примеров беззаконий. Но ведь были же в России люди, которые не отзывались плохо даже о погоде (так Стравинский говорил о В.В. Стасове).

«Вот Гончаров - писатель первого ряда, человек не чуждый героизма, по собственной инициативе совершивший кругосветное плавание, откуда возвращается с Дальнего Востока сухим путем через всю Россию, - рассуждает В.Л. Махнач. - В своих записках он с восхищением описывает встреченных им русских людей (офицеров, чиновников, купцов, землепроходцев). Все они сплошь - герои. Однако по возвращении он пишет не о них, а о диванном лежебоке Обломове… Антон Чехов бездельником не был, хотя и не был героем. Он был хорошим врачом, трудолюбивым журналистом, изумительно тонким и работоспособным литератором. Но и этот великий мастер рассказа выводит в своих сочинениях бесчисленное количество бездельников… Однако в русской жизни героев было сколько угодно! Генерал Ермолов и Петр Столыпин, Муравьев-Амурский, Кауфман-Туркестанский – можно называть множество имен из всех сословий… Героев хватало, но о них не писали; между тем страна процветала».

Писатели часто просто расшатывали государство. «Толстой ненавидит суд, Салтыков администрацию, Чехов терпит лишь тех профессионалов, которые не терпят своей профессии». И доныне многие считают, что русское «государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть, обещания, данные государству, можно не выполнять. С ним можно бороться разными способами» (К. Касьянова). Это описание интеллигентского, а не народного отношения к своему родному государству.

Справедливости ради надо заметить, что находились писатели, которые это поняли. Например, Гоголь, который в статье «В чем же наконец существо русской поэзии…» спрашивает, была ли она «ясным зеркалом всего нашего быта? Не была… Общество наше воспитывалось в неведении земли своей посреди земли своей… Поэзия наша не поучала общество, не выражала его… Разве только хлестнуть бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомству… Итак, поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том идеале, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он ныне есть… Черты человека величавого носятся по всей Русской земле так сильно, что даже чужеземцы, заглянувшие вовнутрь России, ими поражаются… Недавно один из них, издавший свои записки, не мог скрыть изумленья своего при виде простых обитателей деревенских изб наших. Как пораженный, останавливался он перед нашими маститыми беловласыми старцами, сидящими у порогов изб своих, которые казались ему величавыми патриархами древних библейских времен. Не один раз сознался он, что нигде в других землях Европы не представлялся ему образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому» 10. Величавая и мудрая Русь отдельно – литература отдельно.

«Известие о переводе «Мертвых душ» на немецкий язык мне было неприятно, - замечает Гоголь. - Этому сочинению неприлично являться в переводе ни в каком случае до его окончания, и я бы не хотел, чтобы иностранцы впали в такую глупую ошибку, в какую впала большая часть моих соотечественников, принявшая «Мертвые души» за портрет России» 11. Но эту «глупую ошибку» сто лет повторяют в школе, игнорируя себе в угоду мнение самого автора.

«Если бы кто решил узнать Россию по русской литературе, …то что же бы узнал сей читатель о сей стране?! Он узнал бы о “лишних людях”, о “мертвых душах”, о “героях нашего времени”, “о темном царстве”. Но где же “живые души”, где “не лишние” люди?

Кто строил это великое государство, кто защищал его, кто молился за него? Кто полагал душу свою за веру, царя и отечество? Как это ни печально, но из русской литературы мы не узнаем православной России, не узнаем ее сокровенных молитв, ее “жизни во Христе”, ее духовных подвигов, ее праведников. Русская литература не воспела осанну Богу за все Его милости и щедроты, ниспосланные нашему возлюбленному отечеству. (Конечно, были Достоевский, поздний Гоголь, Лесков, Аксаков. Но они оставались отдельными голосами. Хор пел другую партию.) Сколько страниц потрачено на упражнения в социальной критике, сколько сил положено на обличение пороков и вскрытие язв, сколько желчи и претензий к родной земле. “Ты и могучая, ты и бессильная”. Но писали больше о “бессильной” и “немытой”. Русская литература тяжко согрешила ропотом. Чего стоит один вопрос “Кому на Руси жить хорошо?” Во многом именно литература создала образ России как “темного царства”, населила ее “держимордами”, построила в ней “город Глупов”. Такую “отсталую европейскую провинцию” оставалось только европеизировать революционными средствами…». Что и было сделано, что продолжает делаться и сейчас. Школа свою задачу выполнила…

Кстати, современная литература все-таки во многом эту ошибку пыталась исправить. Духовную жизнь простого человека с захватывающим мастерством описывали Солженицын, Астафьев, Распутин, Белов, Быков, Абрамов, Шукшин, Крупин… Они уже поняли: «Дьявол ищет темноты, и надо от него прятаться в свете».

Одна из причин презрения к нам цивилизованного Запада - суждение о русских по ее литературным героям. Этот факт имел роковые последствия для России и для Европы. Интересно по этому поводу писал Иван Солоневич в книге «Народная монархия»: «Для всякого разумного человека ясно: ни каратаевское непротивление злу, ни чеховское безволие, ни достоевская любовь к страданию - со всей эпопеей русской истории не совместимы никак. В начале Второй мировой войны немцы писали о государственной и прочей пассивности русского народа. И я ставил вопрос: если это так, то как вы объясните и мне, и себе то обстоятельство, что пассивные русские люди - по тайге и тундрам - прошли десять тысяч верст от Москвы до Камчатки и Сахалина, а динамическая японская раса не ухитрилась переправиться через 50 верст Лаперузова пролива?.. Или - как этот самый пассивный народ в Европе - русские - мог обзавестись 21 млн. кв. км, а динамические немцы так и остались на своих 450 тыс.? Так что: или непротивление злу насилием, или 21 млн. кв. км.. Или любовь к страданию - или народная война против Гитлера, Наполеона, поляков, шведов и прочих. Или “анархизм русской души” - или империя на одну шестую часть земной суши. Русская литературная психология абсолютно несовместима с основными фактами русской истории».

Русская классика сделала грандиозный, но только первый шаг навстречу вере народа. Великие достижения великой литературы в том, что она совершила поворот к православным и национальным истокам культуры, будила религиозную совесть общества, разоблачила многие его заблуждения и пороки, вскрыла существенные противоречия жизни, впервые указала на смертельную опасность духовных болезней, обрушивающихся на христианский мир. Но процесс возрождения был прерван катастрофой 1917 года. По-моему, сейчас самое время вернуться к истинному взгляду на литературный процесс.

 

1.9. ПРИНЦИП ЦЕЛОМУДРИЯ

На литературу нужно смотреть сквозь призму цели жизни человеческой: спасения души для жизни вечной, построения своей жизни как воплощения любви. Как на часть общего «механизма жизни». Тогда мы обязаны на уроках, говоря о части, непременно сказать кратко и о полной картине жизни, часть которой изобразил писатель. Постоянно держать в своем сознании эту полную картину, чтобы четко чувствовать назначение части, ее роль и место в общей жизни. Мы тогда будем говорить не только о том, что есть в книге, но и о том, ЧЕГО НЕТ в данном произведении. Чтобы у учеников всегда складывалось цельное, целомудренное понятие обо всех явлениях и сторонах жизни. Не искажалось, не уклонялось, не мельчало.

Нарисуем на доске человеческую фигуру - без руки. И спросим учеников: правильно нарисовано? Они ответят: нет, не хватает руки. - А как вы догадались? - Мы знаем, каким должен быть человек!

Так и в духовной сфере человека. Существует цельный образ его, а в жизни встречается множество искажений. Задача учителя: отметить эту «безрукость» литературного героя, найти причины потери им цельного образа и желательно дать ученикам рецепт по восстановлению. Только в этом случае наша задача будет выполнена до конца, и ученики выйдут с уроков с твердым убеждением того, как выглядит полноценный человек - не только физически, но и духовно. То есть, рассказывая о части, всегда иметь в виду целое. «Любая вещь познается в ее отношении к целому» 12, - резюмировал философ Н.О. Лосский.

«То безобразно, в чем одна часть безмерно разрастается и преобладает над другими, в чем нет единства и цельности» 13, - указывал Вл. Соловьев. - Надо, чтобы все «ощущало в своей частности единство целого». Процитируем еще Владимира Соловьева, ведь всеединство - его любимая тема. «Каждое частное явление в своей отдельности ото всего - не есть истина. …Все есть истина в своем единстве или как единое» 14. «Ложью называем мы и такое умственное состояние, которое дает место лишь неопределенной совокупности частных положений, отрицая общий смысл или разумное единство вселенной». «То безобразно, в чем одна часть безмерно разрастается и преобладает над другими». Надо, чтобы все «ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность» 15.

Одно из самых определяющих понятий в русском языке - целомудрие: целостно мудровать. Вот и надобно вернуться в образовании к этому понятию (в первоначальном смысле). Только такое мудрование делает из воспитанников победителей в жизни.

“Целомудрие есть здравый (целый) образ мысли, то есть не имеющий какой-либо недостаток” 16. По определению же святителя Филарета Московского, “жить целомудренно в точном значении этого слова значит жить под управлением целого, неповрежденного здравого мудрствования”.

Если мы отталкиваемся от целого, то мы всегда, говоря о части, имеем в виду и все целое. Видя плавничок, тут же представляем всю рыбину; видя хобот, мгновенно переносимся к представлению о большом слоне, а не как герой басни Крылова…

Надо задавать вопросы не только о том, что делает, но и что НЕ ДЕЛАЕТ герой. Но мог бы, а главное, и должен в своем положении делать. Например, Катерина не кается, не помогает мужу выбраться из пьянства, Варваре - из блуда и т.п. Базаров - не подчиняется никаким авторитетам, не умеет благодарить... Хотя это должен делать человек в их положении. Вот простой пример. Катерина в «Грозе» с гордостью рассказывает, как она в 6 лет ночью убежала из дома, прыгнула в лодку на Волге и оттолкнулась от берега, нашли аж под утро. Все учебники хвалят ее за смелость. Но давайте посмотрим на то, чего здесь нет. Нет сочувствия дочери к страданиям матери. Ладно, маленькой она это не понимала. Но теперь, став взрослой, она ДОЛЖНА была ужаснуться бегающей по берегу и рвущей на голове свои поседевшие волосы матери! Теперь, когда мы вернули недостающее, мы по-иному увидим нашу героиню. Хвалить ее за это язык не повернется.

Итак, в преподавании литературы необходимо поменять акценты: рассматривать ее как часть полноценной жизни. Не Евангелие рассматривать как часть литературы, а литературу как комментарий к Евангелию! Не Евангелие и его мысли втискивать в узкие рамки искусства, а искусство слова рассматривать как одну из форм жизневедения, имеющего своей основой Евангельские Истины. Например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это комментарий писателя к одной библейской истине «не убий». «Не убий» - кажется, просто сказано. Но человечество со временем придумало много оправданий, чтобы нарушать заповедь: а если умираешь с голоду? а если рядом сундук денег стоит бесполезно? а если… Достоевского удивило не просто появление «бомбистов» в его время, но сочувствие к ним народа. И писатель с помощью художественного вымысла пытается доказать эту библейскую теорему: убивать нельзя никогда! Именно ставя перед собой эту задачу, он подчиняет ей всю ткань произведения. Первые сто страниц наслаивает бедствиями: нищета героя, проблемы его семьи, жадность старухи, ее бездейственные капиталы, уход на панель Сони и т.п. Все это для того, чтобы ярче доказать нам действенность и реальность библейское истины в любых условиях и в любое время. То есть, повторим, не Евангелие он использует как материал для романа, а весь роман вытекает из Евангелия и является всего лишь художественным комментарием, разъяснением современному читателю художественным языком непреложных библейских постулатов.

При таком подходе у учащихся не будет оставаться в душе последствий негативных переживаний и поступков литературных героев. Не будет того мрачного эффекта от романов Достоевского, на который очень часто жалуются читатели. Само осознание твердых принципов жизни, вера в правду, в конечную победу добра, в незыблемость жизненных правил, в наличие рядом с героями, а значит, и с учащимися Источника света, добра, справедливости - сделает их уверенными, радостными, заставит искать пути к этому Свету. «Нельзя человеку говорить: «Делаешь не так», не показавши в то же время, как должно делать» 17, - прекрасно понял этот принцип когда-то Гоголь.

В таком случае возникнет естественный вопрос: а кто-то сохранил в жизни, в истории верность евангельским идеалам во времена этих литературных героев? И здесь учитель рядом с героями покажет наличие постоянных, пусть и не таких многочисленных примеров сохранения в жизни чистоты и правды. В случае с Достоевским, например, - прежде всего оптинских старцев, которые подвигли писателя к созданию образа такого старца в романе «Братья Карамазовы» (см. 3.17. - 3.19.).

Верующий человек имеет всегда перед собой свет Христа Спасителя и старается передать его окружающим, осознавая, что тьма - принадлежность диавола, и передавать уныние, злобу, ненависть, неприязнь и т.п. - значит служить темным силам. А вот неверующий легко впадает в соблазн исправления жизни отрицательными примерами. Пушкин в 1836 году цитирует критика М.Е. Лобанова: «Ужель кровавые дела разбойников, палачей и им подобных, наводняющих ныне словесность, представляются в образец для подражания? Ужели отвратительнейшие зрелища, внушающие омерзение, возмущающие душу, служат в пользу человечеству? Ужель истощилось необъятное поприще благородного, назидательного, доброго и возвышенного?» 18. Нет, поприще доброго - неистощимо. Лишь бы не истощилась наша душа в поиске его…

 

1.10. ДВА СЛОВА О ПЕДАГОГИКЕ

Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может воспитать счастливого человека. Только личный пример жизни наставника по заповедям Божиим может дать результаты. «Для нас возможна одна пропаганда - жизнь наша… Благоуханием душ наших должны мы возвестить истину» 19, - замечает Гоголь. « Православие показуется, но не доказуется» 20, - заключил П. Флоренский.

Учитель не таблицу поведения должен принести ученикам, подобно тому, как Моисей принес с горы Синай людям каменные скрижали с правилами жизни. Это ветхозаветный подход. Новозаветными скрижалями является сам человек! Сам себя как свод правил жизни, как образец должен принести ученикам учитель. Не схему, не таблицу, не плакат вешает он перед взорами жаждущих знаний - а предлагает свой облик. В науке никто не спрашивает, изменял ли жене этот ученый, - это не связано с его научными открытиями. В воспитании (а любой учитель - прежде всего воспитатель) так не получится.

И не столько умными мыслями, большими знаниями, даже не какими-то духовно-нравственными достижениями воспитывает учитель пасомых, сколько самим усилием, ежедневным напряжением, движением души, жизнью в Духе. Задача учителя в классе, как в походе, - вместе идти на вершину. Отсюда вытекает вывод – не столько учить, сколько самому постоянно учиться. Таковое смирение воспитывает больше заученных правил. Осознавать свою деятельность как часть непрестанного духовного возрастания, где «остановка смерти подобна». Не став вопрошающим у Христа, не вступив на путь покаяния, учителю трудно ждать положительных результатов своей педагогической деятельности. То есть главная задача учителя, желающего дать истинное знание, - постепенное воцерковление. Другого пути нет…

«Дух народа или его нравственные силы держатся или обычаем, пока народ не образован, или даются направлением просвещения, когда настала пора образования… Весь вопрос в том: дадим ли мы ему просветителей, которые помогут только сознательно утвердиться в тех же преданиях и обычаях, которые он до сих пор признавал слепо? Или же предоставим общественному меньшинству, колеблемому всяким ветром учения, и в настоящую минуту настроенному противоположно исконным русским началам? От решения этого вопроса зависит все будущее России…» 21. Не народ обязан учителю, а учитель имеет обязательство перед народом понять народные традиции, веру, обычаи, взгляды и передать их детям. Странную ситуацию имели мы в советской школе, когда у народа не было альтернативы и он обязан был привести своего ребенка в школу, где его на народные деньги будут обучать ненавидеть то, что для родителей свято. И сегодня этот конфликт в государстве – один из самых значительных и нерешенных. В подавляющем большинстве простые русские люди хотели бы, чтобы их детей обучали наукам, прививая православный взгляд на жизнь, но школа упорно твердит о светскости образования. Учителю необходимо понимать эту ответственность перед родителями, доверившими ему своих детей, и стараться на личном уровне стремиться уважать верования родителей, стараться понять и принять их.

Советская педагогика - это искусство заставить ребенка делать то, что ему не хочется, но что нужно государству.

Либеральная педагогика - это искусство узнавать, что ребенку хочется делать, и дать ему все, что он хочет.

Но истинная педагогика - это искусство заставить ребенка делать то, что ему не хочется, но что он должен делать. Сначала «исполнись волею Моей» (Божией), а потом иди «глаголом жги сердца» - так наказал (и учителям тоже) Александр Сергеевич Пушкин.

1 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 8. С. 130.

2 Гоголь Н.В. Духовная проза. С. 199.

3 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 642.

4 Гоголь Н.В. Духовная проза. С. 199.

5 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 533.

6 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 3. С. 254.

7 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 527.

8Литература в школе. - 2009. - № 5. - С. 3.

9 Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. С. 293.

10 Гоголь Н.В. Духовная проза. С. 210-211.

11 Гоголь Н.В. Собрание соч. в 8 т. Т. 8. С. 231.

12 Лосский Н.О. История русской философии. С. 123.

13 Соловьев В.С. Смысл любви. С. 75.

14 Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т. 2. С. 297.

15 Соловьев В.С. Смысл любви. С. 74-75.

16 Свт. Григорий Богослов. Слово 3. С. 36.

17 Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. С. 243.

18 Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 400.

19 Гоголь Н.В. Духовная проза. С. 71.

20Флоренский П. Столп и утверждение истины. С. 5.

21 Гиляров-Платонов Н.П. Жизнь есть подвиг, а не наслаждение. С. 184.


Комментариев:

Вернуться на главную