«Региональное отделение СПР: составные части, проблемы, пути решения»

10 февраля 2023 года в Москве состоялся XVI Съезд Союза писателей России. А 8-9 февраля Совет молодых литераторов провёл «молодёжную программу», на которую были приглашены руководители региональных СМЛ, члены Комиссии по работе с молодыми писателями СПР и активные организаторы литературного процесса, прибывшие на Съезд делегатам и гостями.
«Молодёжная программа» включала в себя круглые столы о работе с молодыми писателями и читателям (в том числе, круглый стол «Зачем мы, писатели, молодому читателю?»), а также презентации наиболее успешных проектов молодого актива СПР.

Но одно из мероприятий – проектно-ориентированная сессия «Региональное отделение: составные части, проблемы, пути решения» – выходило за рамки работы с молодыми писателями. С одной стороны – это объяснялось тем, что новые члены СПР приходят не в абстрактное пространство, а в конкретную писательскую организацию, и потому проблемы регионального отделения Союза неразрывно связаны с вопросами приёма молодых писателей. С другой стороны – на программе присутствовало достаточно людей, обладающих опытом на «взрослом» уровне (два руководителя и два бывших руководителя писательских организаций), члены Комиссии по работе с молодыми (Николай Дорошенко, Александр Нестругин, Анатолий Козлов, Виктор Кирюшин, Нина Ягодинцева, Дмитрий Мурзин и др.), писатели, представляющие разные регионы страны.


Предлагаем коллегам и читателям сайта «РП» результаты этой сессии. Заметим, что они имеют технологический характер, то есть посвящены не столько художественной литературе, сколько организации нашего профессионального сообщества. Однако мероприятие такого рода и такого представительства (в сессии принимало участие более 60 секретарей и членов СПР) проводилось в Союзе впервые, и потому его результаты кажутся нам чрезвычайно важными и ценными.

 

I. «Идеальное» региональное отделение СПР

Целью сессии было: совместно выработать эффективную рабочую модель регионального отделения Союза писателей России, способного стать настоящим «центром притяжения» всех творчески состоятельных, активных и нравственно здоровых литературных сил в регионе.
Для удобства работы участники были поделены на несколько групп. Условно можно выделить: группу организаторов литературных фестивалей; группу региональных руководителей СМЛ; группу активистов-инициаторов литературных проектов; группу организаторов литпроцесса из Московской области (таких было наибольшее число); группу, объединяющую членов Комиссии по работе с молодыми.

Первый вопрос, на который каждой команде было необходимо найти ответ: Какими существенными признаками должно обладать «идеальное» региональное отделение СПР?  

В итоге коллективного обсуждения были выделены следующие признаки:

  1. Творческая состоятельность, включающая: а) творческую активность членов (количество и качество литературных публикаций); б) творческую авторитетность (известность членов организации в информационном поле, восприятие их авторитетными экспертами и настоящими профессионалами в своей области).
  2. Открытость, а именно: а) информационную открытость (доступность информации о работе отделения и основных результатах, контактов для связи в СМИ и интернет-пространстве); б) готовность к партнёрству и взаимодействию с другими организациями и творческими объединениями; в) доступность для молодых авторов; г) активное взаимодействие с читателем и наличие собственной площадки для публикаций.
  3. Эффективное взаимодействие с властью и бизнесом, то есть а) доступ к административным и финансовым ресурсам через умение выстраивать устойчивые взаимоотношения; б) умение находить точки «соприкосновения» с властью и бизнесом для реализации взаимных интересов в рамках проектной деятельности.
  4. Системность и структурность : а) регулярная, планомерная, системная работа организации, зафиксированная в «календаре мероприятий»; б) функциональное распределение обязанностей между членами организации (выделение зон ответственности); в) понимание большинством членов стратегической цели и текущих задач развития регионального отделения.
  5. Работа с кадрами: а) постоянный приток и обновление кадров; б) наличие базового ЛИТО как точки притяжения и школы мастерства для начинающих авторов; в) преемственность поколений; г) возможности продвижения перспективных кадров («социальный лифт» внутри организации); д) наличие сильных лидеров, пользующихся авторитетом внутри организации (управленческий резерв).

    Стоит отметить, что выделенные признаки в целом соотносятся с целями Союза писателей России, зафиксированными в новом Уставе: объединение писателей для защиты их законных прав и интересов; организация творческих процессов и деловых контактов, налаживание взаимосвязей с государственным органами и органами местного самоуправления, с творческими, образовательными, научными и иными организациями Российской Федерации, сотрудничество с которыми является значимым для Организации.
    Критериями эффективности «второго порядка» (менее осознаваемыми, но также значимыми) выступили:
  6. Наличие среди членов регионального СПР ярких личностей, способных стать «медийными персонажами», привлекающими положительное внимание общественности.
  7. Технологичность, то есть владение технологиями, необходимыми для работы: а) цифровая грамотность; б) владение технологиями продвижения (художественных произведений и «личных брендов» конкретных крупных писателей); в) владение технологией оформления грантов и пр.

 

II. Негативные условия:
что мешает нашим региональным отделениям стать «идеальными»

 Встаёт резонный вопрос: если сообщество ясно понимает, к чему нужно в идеале стремиться, почему эти «критерии эффективности» не всегда работают и не реализуются на практике? Чтобы разобраться, далее обсуждались основные барьеры на этом пути.

Были обозначены следующие «внешние» негативные условия:

  1. Политика государства в сфере культуры и образования, отсутствие «госзаказа» на литературу.
  2. Отсутствие необходимых ресурсов (прежде всего финансовых).
  3. Отсутствие административной поддержки (со стороны региональной власти).
  4. Отсутствие профессии «писатель» как таковой и сопряженное с этим снижение статуса и авторитета писателя.

Видится, что вновь углубляться в анализ «внешних» причин существующих трудностей нецелесообразно – об этом уже много сказано и написано. К тому же, именно на эти факторы сложно повлиять «здесь и сейчас». Потому особенно внимание на сессии было уделено «внутренним» негативным условиям, мешающим развитиям организаций.
Группы выделились следующие:

  1. Снижение профессионализма писателей – членов организации. К сожалению, членство в СПР не всегда гарантирует соответствие творчества отдельных писателей высоким стандартам литературного мастерства. И проблема не только и не столько в проникновении отдельных авторов низкого уровня, а в потере внутри сообщества значимых творческих ориентиров, размывании самих критериев профессионализма.
  2. Пассивность и безынициативность членов организации. Союз писателей России – это не просто «сообщество по интересам», это общественная организация, у которой есть свои задачи развития, свои трудности и необходимость их преодолевать. А это невозможно без включённых и активных людей, принимающих на себя ответственность за решение общих проблем и готовых вкладываться в общее дело, зачастую на общественных началах. Однако сформировать такой «актив» – весьма непростая задача, и далеко не во всех регионах она успешно решается.
  3. Кадровый голод. По мере роста организации увеличивается объём задач, которые просто необходимо распределять целенаправленно. Но среди кого? Далеко не все члены СПР, способны, скажем, качественно снять и смонтировать видео, оформить и подать через электронный кабинет заявку на грант или провести «онлайн-трансляцию» из библиотеки. Где-то царит принцип «затыкания дыр» новичками – молодыми членами СПР (которые зачастую быстро теряют энтузиазм), где-то организация попросту отказывается от «невыполнимых» задач, удовлетворяясь понятными и посильными делами.
  4. Косность, «местечковость». Далеко не всегда региональные отделения СПР готовы взять на себя ответственность за весь литературный процесс в регионе, довольствуясь привычным кругом знакомых людей. Нет желания развиваться, привлекать новых талантливых писателей, отвечать на вызовы времени. Проблемы регионального литературного процесса кажутся невероятно значимыми, а интересы Союза писателей России в целом игнорируются.
  5. Отсутствие системности в работе (непостоянная, хаотичная активность, без осознания цели). Такая организация формально работает, но «по наитию»: то проведёт мероприятие, то кто-то из членов опубликует материал в газете – сказать, что ничего не происходит нельзя. При этом нерегулярность и отсутствие перспективного плана деятельности не дают закрепить результат, разочаровывают и отталкивают возможных партнеров или членов организации. Из-за недостатка контроля и непоследовательности действий начинаются неприятности: заканчиваются ресурсы, начинаются проблемы с качеством выполняемых дел, теряется возможность придерживаться ключевых ценностей.
  6. Закрытость (отсутствие внешних связей, контактов, взаимодействия, сопротивление и непринятие новых участников). Новички воспринимаются насторожено. Сверхважным становится следование регламенту, негласным правилам или традициям. Неспособные их воспринять и безошибочно воспроизвести расцениваются как «угроза». Такая защитная позиция приводит порой к агрессивному непринятию предложений о сотрудничестве, партнерстве, обмене опытом и т.д. И, по сути, «закрывает вход» для молодых членов СПР.

Как видим, часть «внутренних барьеров» роста совпадает с критериями эффективности. Например, «Системность и структурность» работы отделения, не будучи принятыми за правило и необходимый пункт эффективной работы, становятся значимым барьером для достижения других важных показателей.

 

III.Конкретные шаги

Далее участниками обсуждения были предложены инициативы и конкретные шаги по снижению негативного влияния «барьеров» и приближению к «идеальной» модели (соответствующей выработанным критериям).

  1. Для повышения творческой состоятельности было предложено:
    • Позиционирование организации через создание «литературной мифологии» края, а именно: исторический анализ развития и выделение авторитетных фигур писателей, внесших значительный вклад в культурное наследие региона; определение места и роли организации в жизни региона сегодня. Мифология организации основывается на важных событиях ее жизнедеятельности: основание, интересные события из жизни, «легендарные» случаи с ее руководителями и членами, яркие творческие события. Мифы и легенды передаются от одного поколения другому и являются некой основой для «внутреннего патриотизма», т. е. преданности интересам и целям организации (в число которых, входит и профессиональный творческий рост). Но, кроме того, мифология создает «общественное лицо» организации, выделяет её из многих других, и формирует её статус.
    • Постоянное повышение квалификации (обучение авторов). И речь идёт не только о молодых, вновь принятых членах СПР. «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М. Горький). Возможности творческого развития, обмена опытом и профессионального «взгляда со стороны» должны быть доступны и старшим коллегам.
    • Внедрение в повседневную практику системы критериев профессиональной оценки текстов. Эти критерии необходимо выделить, обсудить и зафиксировать, дабы избежать субъективизма и разнородности мнений внутри сообщества. Понятно, что литература это не математика, и формулировка критериев в литературе – своего рода художественная задача. Подобная работа сейчас ведётся Советом молодых литераторов (что понятно, учитывая «образовательный» вектор СМЛ). Если среди современников не хватает тех, кто может говорить на эти темы на должном уровне глубины и аналитичности, необходимо актуализировать наследие великих критиков ХХ века: Кожинова, Лобанова, Палиевского и др.
    • Необходим экспертный орган Союза писателей России, который мог бы рекомендовать в СПР писателей из разных регионов, минуя утверждение в местной писательской организации. Это позволит снизить риск инертности и «выученного соглашательства» в единожды сформированной и неизменной организации. На уровне молодых писателей этим должна заниматься Комиссия по работе с молодыми писателями. В рамках «молодёжной программы» Съезда как раз прошло своеобразное «боевое слаживание» Комиссии, на котором члены отработали алгоритм обсуждения и оценки рукописей кандидатов в СПР.
  2.  Повышение открытости, по мнению участников обсуждения, может быть достигнуто следующим образом:
    • Изучение и внедрение новых форматов взаимодействия с читателем. Здесь важно именно разнообразие подходов, готовность изучать разные практики (порой экспериментировать, отходя от стандартных форм творческих вечеров и презентаций) и делиться наработанным опытом с коллегами.
    • Наличие собственных информационных площадок, онлайн-каналов, регулярное ведение соцсетей. О деятельности организации должны знать в регионе, её должно быть легко найти, чтобы «заочно» с ней познакомиться.
    • Выхода к молодому (и «маленькому» по возрасту) читателю через систему образования, музеи и библиотеки. Вертикаль работы не должна ограничиваться молодыми писателями и условными «студентами». Среди школьников есть и наши читатели, и наши возможные преемники. При этом встреча с «настоящим писателем» именно в детском возрасте способна стать значимым в эмоциональном плане событием и творческим ориентиром уже во взрослой жизни. Здесь целесообразно не «изобретать велосипед», а быть готовым «встраиваться» в большие мероприятия, которые проводятся школами, вузами, библиотеками и другими учреждениями на уже работающих площадках.
    • Создания дискуссионных площадок как меры реагирования на проблемы организации. Например: отсутствие реакции со стороны власти на значимую культурную инициативу или административный беспредел может стать информационным поводом и темой дискуссии в эфире ТВ.
    • Взаимодействия и реализацию общих проектов с другими творческим организациями и союзами (Союз Художников, Союз Журналистов, Союз Театральных деятелей) как возможность объединить усилия и найти «новые форматы» взаимодействия с аудиторией.
    • Проведения ярких массовых мероприятий, привлекающих как читателей, так и потенциальных спонсоров. У каждого регионального отделения должно быть хотя бы одно постоянное «титульное» мероприятие (конференция, совещание, фестиваль, творческий марафон, конкурс и т.д.).
  3. Эффективное взаимодействие с властью и бизнесом (подразумевающие доступ к административным и финансовым ресурсам) возможно, если предпринять следующее:
    • Развитие коммерческих проектов. Реальность такова, что государственной поддержки как основного и постоянного источника финансирования организации сегодня нет. Это порождает необходимость поиска дополнительных ресурсов. Одним из вариантов решения проблемы может стать нахождение и развитие своего, приемлемого и выполнимого коммерческого проекта (например, литературный туризм или онлайн-школа литературного мастерства).
    • Представительства. Компетентные члены региональных отделений должны входить в общественные советы, а организация должна быть представлена и узнаваема властными структурами, что в свою очередь облегчает контакт с администрацией в решении возникающих проблем.
    • Контактность. На своём региональном уровне необходимо познакомиться, понять «точки входа» и принципы работы администрации, наладить личные контакты с региональными органами власти (например, провести презентацию проекта, поучаствовать в объявленном конкурсе) – контакт должен быть непосредственным.  Одновременно изучать и осваивать варианты партнерства со СМИ, бизнесом, вузами и пр. При этом федеральный Центр должен работать над повышением статуса писателя, привлекать внимание государства к деятельности организации.
  4. Системность и структурность работы может быть повышена следующим образом:
    • Сетевое взаимодействие (разные регионы перенимают опыт друг друга: изучают, внедряют в работу и активно обмениваются лучшими практиками, удачные проекты подхватываются, создаются общие межрегиональные проекты и т.д.).
    • Создание единого регионального календаря, предполагающего планирование и систематизациюважных событий организации, обозначение сроков и ответственных за реализацию.
  5. Работа с кадрами может быть улучшена так:
    • Кадровая оценка. На уровне регионального отделения необходимо понять потенциал, возможности каждого участника и делегировать соответствующие обязанности. Промежуточной целью здесь будет: формирование актива и рабочих групп по приоритетным направлениям. Подобная оценка может осуществляться через опрос, анкетирование или личное общение.
    • Взгляд на региональное отделение Совета молодых литераторов как на кадровый резерв и точку роста организации.
    • Мотивация (разработка механизмов поощрения активных и вовлеченных членов организации). Необходимо продумать меры мотивационной поддержки, доступные на региональном уровне (например, творческие поездки, делегации на центральные мероприятия, публичная похвала).
    • Своевременная ротация руководящего состава, а также прозрачная и чёткая система оценки эффективности Лидера (руководителя регионального отделения) через соответствие выработанным критериям и плану развития организации. Никакие, даже самые вдохновляющие перемены невозможны без Лидера, демонстрирующего собственным примером готовность и стремление к позитивным изменениям.
    • Высказана была также инновационная идея о создании ШКОЛЫ ЛИТЕРАТУНЫХ АГЕНТОВ для централизованной подготовки региональных специалистов в области продвижения литературных произведений (и авторов) издателям, театральным продюсерам, кинопродюсерам и пр.

В завершении важно заметить, что участники сессии «Региональное отделение СПР: составные части, проблемы, пути решения» не ставили задачи критиковать существующие писательские организации «извне». Для большинства участников обозначенные проблемы – это наши общие проблемы, боли – их личные боли как неравнодушных членов Союза писателей России. А многие конкретные шаги, которые были предложены на сессии, уже взяты ими на вооружение.
Задача этого материала – поделиться виденьем, обозначить проблемы и барьеры и предложить конкретные шаги. А возможно – в дальнейшем инициировать большой разговор с привлечением всех руководителей и авторитетных членов нашего Союза. Чтобы сделать Союз писателей России ещё влиятельнее и крепче.

Материал подготовили Екатерина ОГАРЕВА и Андрей ТИМОФЕЕВ

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную