Евгений ТАТАРНИКОВ (Ижевск)

Цыганская лирика в поэзии трёх друзей из Московского универа…

(Эссе, посвященное 205 летию поэта Якова Петровича Полонского (1819—1898 гг.), который связал собой Золотой и Серебряный века русской литературы)

 

Предисловие

«Если б муку эту знал,
Чуял спозаранку,—
Не любил бы, не ласкал
Смуглую цыганку…».

(А. Фет)

«Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли…
С детства памятный напев,
Старый друг мой — ты ли?..».
(А. Григорьев «Цыганская венгерка»)

«Скоро солнце взойдёт…
Шевелися, народ,
Шевелись!.. Мы пожитки увязываем…
Надоело нам в зной
У опушки лесной —
Гайда в степь! Мы колёса подмазываем…
Куда туча с дождём,
Куда вихорь столбом,
И куда мы плетёмся — не сказываем…».

(Я. Полонский «Цыганы»)

 

«Во имя добра он прокладывал путь свой тернистый»

Яша родился первым из семи детей 19 декабря 1819 года в Рязани, в семье обедневшего дворянина. «Жизнь наша была тихая и смирная. Моя мать олицетворяла любовь и кротость… любила литературу, читала всё, что попадало под руку, и записывала в тетради, полюбившиеся ей романсы, песни, стихотворения… Только отец мой, Пётр Григорьевич, высокий худощавый брюнет, был несколько сух и вспыльчив…». К этому следует добавить, что «честность его доходила до педантизма», – вспоминал поэт.

В 1839 г. Полонский, которому шёл тогда 19 год, поехал на телеге из Рязани в Москву, чтобы поступить в университет. В столице он поселился у Е.Б. Воронцовой, богатой двоюродной бабушке, которая предложила бедному родственнику стол и две комнаты рядом с кладовой в мезонине. Туда он перенес свои вещи: чемодан и подушку.

На экзамене соседом Полонского оказался благообразный юноша с голубыми глазами, на восторженном лице которого читалась меланхолия. Этим юношей был Аполлон Григорьев, про которого Полонский писал:

«Я тотчас же с ним заговорил. Он признался, что пишет стихи, я признался, что пишу драму… Жил он у своих родителей, которые не раз приглашали к себе обедать. А Фет был их постоянным сожителем, и комната его в мезонине была рядом с комнатой молодого Григорьева. Афоня и Аполлоша были друзьями». Дела семьи Полонского шли плохо, поэтому студент Яков мог рассчитывать только на себя. «Пока моя бабушка была жива, я был обеспечен, но и тогда денег у меня не было, я ходил в университет пешком и зимой в самые сильные морозы в одной студенческой шинели и без галош. Я считался уже богачом, если у меня в жилетном кармане заводился двугривенный; по обыкновению, я тратил эти деньги на чашку кофе в ближайшей кондитерской… Часто посещать театры я, однако, не мог по недостатку средств… И где, где я тогда в Москве ни живал! Раз, помню, нанял какую-то каморку за чайным магазином на Дмитровке и чуть было не умер от угара... Жил у француза Гуэ, фабриковавшего русское шампанское, на Кузнецком мосту; жил на Тверской в меблированной комнате у какой-то немки... Выручали меня грошовые уроки не дороже 50 копеек за урок», – вспоминал Яков Полонский.

Кстати, Фет и Полонский были студентами-однокашниками Московского университета, где ходили в кружок Аполлона Григорьева, учившегося там же. «В первые дни нашего знакомства, – вспоминал Полонский, – он (Аполлон Григорьев – прим. автора) нередко приходил в отчаяние от стихов своих, записывал свои философские воззрения и давал мне их читать. Это была какая-то смесь метафизики и мистицизма...». От того и другого Полонский был далек.

Итог студенчеству Полонский занес в «Мои студенческие воспоминания»: «Нисколько не жалуюсь на то, что в Москве не было у меня ни семейного очага, ни постоянной квартиры и ничего, кроме дорожного чемодана. Были студенты, которые испытывали не только бедность, но и нищету… Но судьба, которая рано познакомила меня с нуждой, одарила меня другим благом – друзьями…».

Всех троих: Полонского, Фета и Григорьева связала бескорыстная дружба и страсть к поэзии на всю жизнь.

Возмужав, Яков стал выглядеть так, если надеть ему широкую шляпу, то увидим красивого цыгана. Хотя Яков был о себе другого представления: «Я был далеко не красавец, очень беден и вдобавок имел глупую привычку стихи писать…». Не зря же в 1853 году он посвятил цыганам эти строки стихотворения, которое мы знаем со школьной скамьи, а наши родители пели за праздничным столом:

«Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту…».

Полонский, как и Пушкин, про которого он в Москве в день открытия ему памятника в 1880 году читал своё стихотворение:

«Свой в столицах, на пирушке,
В сакле, в таборе, в лачужке,

Пушкин чуткою душой
Слышит друга голос дальний,—
Песню Грузии печальной…
Бред цыганки кочевой…»,
 был тоже создателем цыганского мифа.

Поэт Афанасий Фет вспоминал, что был первым, кто почувствовал в Полонском оригинальный дар его стихов. «Помню, – пишет Фет, – в каком я был восторге, услыхав в первый раз «Мой костёр в тумане гаснет»…». Только за одно - это стихотворение Полонского можно – любить.

Полонский-лирик писал такие стихи, что музыка сама без всякого труда ложилась на них, так рождался русский романс. На его стихи писали музыку Чайковский, Даргомыжский, Булахов, Танеев, Гречанинов, Рубинштейн, Кюи, Рахманинов... По некоторым подсчетам, на стихи Полонского написано около 130 музыкальных произведений. Почему его стихи так мелодичны, потому что он умел подмечать неуловимое и нам невидимое в природе. «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растёт трава…», сказала как-то Елена Штакеншнейдер, хозяйка популярного в Петербурге литературного салона и многолетний друг Полонского, которой он посвятил эти строки:

«Ползёт ночная тишина
Подслушивать ночные звуки...
Травою пахнет и влажна
В саду скамья твоя... Больна,
На книжку уронивши руки…».


Великий князь Константин Константинович Романов, писавший под псевдонимом К.Р., посвятил Я.П. Полонскому на пятидесятилетие его писательской деятельности стихотворение:

«Незабвенных поэтов бессмертную лиру
Унаследовал ты, о, певец!
Ты ревниво и свято сберег её миру,
И стяжал себе славы венец…».

Отношения великого князя с Полонским начались с личного знакомства, которое состоялось 3 ноября 1885 г. при посещении Полонским Мраморного дворца в Петербурге. В январе 1887 г. великий князь отправил поэту первый сборник своих стихотворений с просьбой высказать мнение о нем. Великий князь избрал Полонского литературным наставником и советчиком; включил его в узкий круг своих постоянных корреспондентов как человека, «давно создавшего себе имя в нашей родной словесности».

Литературный успех мало что изменил в жизни Полонского: прожить литературным трудом он не мог. Полонский был небогат, так что порой приходилось зарабатывать на жизнь и уроками «по 50 копеек», и выполнять литературную поденщину в журналах. Полонский был совестливо-скромным по характеру и об этом говорит следующий факт. В 1860 году с подачи Фёдора Тютчева ему предлагают место в Комитете иностранной цензуры. Полонский колеблется, идёт посоветоваться с Некрасовым: достойно ли свободному поэту работать цензором? И заниматься просмотром произведений, предназначенных к печати, где на внутренней стороне обложки было бы напечатано: «Одобрено цензурой».

«Я высказал ему, как я колеблюсь, как тяжело мне быть на таком месте, служенье которому идёт вразрез моим убеждениям. Некрасов засмеялся. Он назвал меня Дон-Кихотом, чуть не дураком. – Вам дают место в 2500 рублей жалованья, а вы, бедный человек, будете отказываться – да это просто глупо! Никто вам за это спасибо не скажет – за ваше самоотверженье вас же осмеют». В письме одной даме Полонский рассказывал: «Я долго, очень долго колебался - изъявлять согласие, - наконец, решился взять это неприятное для себя прозвище - ради той свободы, которую дает оно. Как секретарь я не могу ни на один день покинуть Петербурга - каждый день может быть бумага, требующая немедленной справки или ответа. Цензор же совершенно волен... Правда, я лишусь казенной квартиры, но зато буду получать 2500 рублей жалованья и смогу кой-что откладывать на случай болезни или дальней дороги».

Полонский согласился, где и проработал до 1896 года.

Пророчески звучат его слова, обращенные к Ивану Тургеневу: «Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни...». (Из письма Полонского к И. С. Тургеневу от июля 1873 года.).

В 1890 году Полонский выпускает свой последний сборник – «Вечерний звон», окрашенный настроениями печали и близости конца. Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня, отстаивая свою жизненную позицию. Весной 1898 года, за полгода до смерти, больной, дряхлый и почти ослепший, Полонский выступает против идей, содержащихся в трактате Льва Толстого «Что такое искусство». В письме Льву Толстому Яков Полонский пишет:

«Между нами прошла пропасть, так как Вы отрицали все для меня святое - все мои идеалы: Россию, как народ и как государство, церковь и проповедь, таинство брака и семейную жизнь, искусство и присущую ему красоту... Никак не могу я понять, как можно совершенствоваться в этом направлении. Миллионы братьев наших, хотя и отживших, но все же братьев, поклонялись и Рафаэлю и Данту, славили гений Шекспира, сливались воедино душой и сердцем, внимая Бетховену, изучали Канта и двигали вперед науку, естествознание... словом, были лучшими двигателями человечества, как в умственном, так и в нравственном отношении... Пока проповедуете Вы нищенство и милосердие, Запад дошёл до другой крайности. Золя говорит, что христианство отжило свой век и доказал нам, что милосердие не ведёт к справедливости, а Вы отдаете без борьбы всю Россию в руки этого Запада. Он и так уже без выстрела одолевает нас и материально и нравственно грабит нас…Вот моё искреннее признание; перед Вами я не виноват и готов умереть за Ваше спасение. Но не могу же я раскаиваться в том, что душа моя несёт свои идеалы, иные, несовместимые с Вашими, бережёт их и борется тем же оружием — печатным словом. Извините, что письмо мое вышло слишком длинно и нескладно…Дай бог Вам всего лучшего, здоровья и душевной бодрости. Мысленно заочно по-братски обнимаю Вас. Остаюсь любящий Вас Я. Полонский».

«Я всю жизнь был ничей, для того, чтобы принадлежать всем, кому я понадоблюсь», – писал в конце жизни Полонский. Он и принадлежит всем.

Эпилог (с элементами фэнтнзи)

Александр Солженицын посвятил Полонскому рассказ «Прах поэта», где описал место его первого захоронения — древний город Ольгов: «Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы степей».

И среди этих просторов, как писал Афанасий Фет:

«…Показался громоздкий воз… Следом за ним показалась ещё подвода, третья, четвёртая — словом, целый кортеж. На ворохах всякого рода пожитков сидели женщины в живописно перекинутых через плечо шалях… Чёрные локоны, вырываясь с дикою силой из-под пёстрых платков, повязанных какими-то причудливыми тюрбанами, придавали женским лицам какую-то матовую бледность и мягкость. Изо всего этого выцветали чёрные большие глаза, под бровями изящнейшего рисунка. — Цыгане! цыгане!».

Глядя на них Полонский пошёл «с толпой цыганок за кибиткой кочевой». Кочуя с ними, как когда-то Пушкин, однажды Яков встретил сидящих у костра Афанасия и Аполлона, последний глядя на Луну, пел под гитару: «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, а ночь такая лунная!». Вокруг них плясала черноокая цыганка Земфира, на которую из-под телеги смотрел маленький смешной медвежонок. Увидев подходящего к ним хромого, опирающегося на палку старика цыганской внешности, в котором Афанасий узнал Якова, Фет в изумлении закричал Аполлону:

«Перестань, не пой, довольно!
С каждым звуком яд любви
Льётся в душу своевольно
И горит мятежно-больно
В разволнованной крови..».


Всё в таборе разом стихло и поплыли пушкинские строки: «Огни везде погашены, спокойно всё. Луна сияет одна с небесной вышины и тихий табор озаряет». Трое постаревших друзей встретились вновь, как когда-то много лет назад в Московском Универе. Они обнялись со словами: «Старый друг мой — ты ли?» и заплакали… Искры от костра поднимались ввысь и гасли при свете Луны, как человеческая Жизнь. Древний Ольгов медленно исчезал из бытия, а к утру от него осталась на Земле лишь холодная зола костра, которую всесильный ветер безжалостно разносил над степью…

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную