Андрей ТИМОФЕЕВ

ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
<<< Следующие записи      Предыдущие записи >>>

19.08.2013 г.

Ещё раз о связи убеждений и художественности

Наблюдая за дискуссией, развернувшейся на сайте перед Съездом Союза Писателей, я чувствую горечь, какую всегда чувствую, видя любое разделение и злобу. Поэтому, как человек, внешний к ситуации, но внутренне сопереживающей ей, не могу не высказать свои мысли.

Главная проблема, на мой взгляд, в невозможности примирения двух подходов: эстетического и идейного. Эстетический заключается в том, что каждый писатель ценен, прежде всего, уровнем своих произведений, он может допускать ошибки, он может творить зло, но он талантливый художник. Идейный подход заключается в объединении авторов по их идейной позиции. Благо, сейчас такое приоритетное идейное направление в России есть – патриотическое, русское направление, заключающееся в поддержке своей культуры, нравственности и Церкви.

Но беда в том, что эти подходы невозможно примирить на уровне человеческой логики. Потому что всегда найдётся талантливый писатель, нравственно вредный для общества, и всегда найдётся хороший и честный человек, готовый работать на благо страны, который, к сожалению, пишет плохо. Фигура, пожалуй, в полной мере отражающая это противоречие, – Лев Толстой. Никто не откажет Толстому в эстетической силе его произведений, но мало кто готов следовать за его убеждениями. Вопрос, сразу выявляющий суть противоречия, – приняли бы Вы в Союз Писателей Льва Толстого? Поставили бы Вы его во главе Союза? Нет – но разве есть в настоящее время в России художник, более сильный, чем Толстой? Да – а куда Вы считаете, он привёл бы писательское общество? И разве есть писатель, более навредивший нравственности в России, чем Толстой?!

Конечно, это противоречие может решаться «косметически»: для первого подхода создаётся авторитетная комиссия, вкусу которой все доверяют и которая определяет тех, кто пишет на высоком эстетическом уровне; для второго подхода создаётся организация с чёткой структурой, эффективно работающая над конкретными целями, взаимодействующая с библиотеками, школами, вузами (как это сделать – другой вопрос, требующий уже не писательского, а делового и управленческого взгляда).

 

Но есть ещё одно, пожалуй, самое важное… Вопрос именно нашего времени, когда в России, несмотря ни на какую нравственную и культурную деградацию, возрождается Истина. Вопрос о связи настоящей художественности и истинности убеждений автора.

Писатель может писать эстетически плохо, но живое внутреннее содержание, приобретённое из личного опыта, всё равно проступит в его произведениях, и будет гораздо важнее формальной эстетики.

Человек может иметь ту или иную идейную позицию, но если есть у него внутренняя доброта и стремление к Истине, то он никогда не позволит себе ненавидеть человека с иной позицией.

Вопрос не в эстетической силе, а во внутренне художественности.

Так же как вопрос не в идейной позиции, а в стремлении к Истине.

Вот здесь – ключ к примирению двух подходов, внешне противоречащих друг другу. Если мы не будем называть талантливо и живо написанную мертвечину художественностью, и не будем ненавидеть друг друга только за то, что один поддерживает власть, а другой борется против неё, то мы и найдём ту точку соприкосновения, которую ищем.

А уж внутреннее художественное содержание и внутреннее стремление к Истине связаны друг с другом неразрывно – одно вытекает из другого, питает другое, наполняет душу читателя или просто случайно встреченного человека, радостью и покоем.

Впрочем, в мире зло, и всё искажено. И горечь от разделения может победить только надежда, сильная в своей слабости.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную