09.06.2014 г. БЛАГОЕ ДЕЛО РУССКОЕ Ладно бы либеральное медийное пространство. С ним всё ясно. Очередного наката антисоветчины, поношения социализма жди к середине июня, к очередной годовщине расстрела царской семьи... Но, признаться, мне странно встречать и в патриотической печати, в Интернет-изданиях, в статьях и комментариях, не просто полемику или критику, а прямо-таки злобные выпады против нашего недавнего советского прошлого, полные уже какой-то иррациональной ненависти ко всякому социализму-коммунизму. Их авторов, зачастую православных людей, не останавливает даже то, что поиск более справедливого устроения жизни земной, с общей собственностью, без хозяев и рабов, был свойствен не только безбожным ррэволюционерам, но не чужд многим учителям церкви и святым отцам от свт.Иоанна Златоуста, св.Иоанна Кронштадтского и до, положим, св.Луки (Войно-Ясенецкого).Сегодня хотелось бы как раз подробней напомнить о взглядах, суждениях последнего. Св.Лука почти наш современник, он знал предмет разговора не понаслышке и, как известно, отнюдь не с парадной стороны. Не скрою, что мне, красноярцу, этот страстотерпец и воин Христов по-особому дорог и близок. И не только потому, что большую часть своих ссылок-пересылок отбывал в наших неласковых палестинах (в северных Туруханском, Енисейском, Большемуртинском районах), но и потому, что именно здесь с особой яркостью проявились его дар врача-хирурга, учёного и практика, и его беспримерное стояние в вере православной. В 1941-1943 годах ссыльный В.Ф.Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталей (в\ч 1515) в Красноярске. Здесь закончил свой капитальный труд «Очерки гнойной хирургии», отмеченный Сталинской премией. Здесь в 1943 году был назначен епископом Красноярским и, по сути, отсюда началось его прославление, которое позднее увенчалось причислением к лику святых. Так вот, читая книги воспоминаний о нём, его письма, протоколы допросов, сохранившихся в недрах спецслужб, сборники проповедей в годы архиепископского служения, я невольно обращал внимание на его суждения по поводу чаемого общественного устройства в нашей стране. И теперь понимаю, что они были довольно близки тем, которые, к примеру, учёный-теолог Н.Сомин, автор и «нашего» сайта, называет (разумеется, с долей условности) «православным социализмом». И это лишний раз, по-моему, доказывает, что идея создания подобного строя, общинного, соборного, артельного, коллективистского, то есть того самого социализма-коммунизма, но с «божеским» лицом, вовсе не химера для нашего народа и тем более не уклон в «политический сатанизм», а очень даже светлое русское дело. Не побоюсь сказать, святое дело. Ибо это ведь действительно вековая мечта человечества, не однажды сопровождаемая попытки воплощения её в жизнь - от «апостольской» общины, созданной Самим Христом с учениками - простыми «трудягами», рыбаками и земледельцами, первохристианских общин на Святой земле и в Риме - до наших русских монастырей, староверских общин-скитов, сельских общин и рабочих артелей, где избранный «послужить» артельщик трудился вместе с товарищами, начиная рабочий день совместной молитвой, и, наконец, советских артелей, колхозов и всего государства в целом как единого «комбината» с единым трудовым коллективом. Жаль, конечно, что там официально не было Бога, но Он всё же незримо присутствовал. Да-да, ибо сказано святыми отцами: Господу не нужны ваши стояния в церкви, ваши молитвы и поститвы, если вы не творите добра, не заботитесь о ближних… Социалистическое общество заботилось и творило. По крайней мере, куда больше, чем нынешнее, хотя в нём и возросло число внешне совершающих «поститвы и молитвы». Разве не так? Вот я и решил ради поддержки своих единомышленников привести в качестве аргументов за «православный социализм» ещё и слова св. Луки, изреченные им в разные годы жизни. Его хождения по мукам начались ещё в начале 20-х годов прошлого века. 09.06.23. начальник особого отдела Туркфронта и охраны границ Туркестанской республики подписал ордер, а сотрудники ВЧК тт. Лувдис, Сабельфельд и Пикулис арестовали епископа Луку. 24.07.23 ордер на его арест сотруднику оперативного отдела ГПУ т.Френкелю подписал Г.Ягода, зам. председателя ГПУ. 30.08.23 ушло заключение в ГПУ, начальник VI отдела В.Сойферт рассмотрел его и одобрил 10.09.23, а зам. начальника управления т.Дерибас утвердил высылку Луки в Нарымский край 16.10.23. Так вот на одном из допросов в эти годы он сказал: «Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов вполне соответствует требованиям высшей справедливости и духа Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая справедливая и лучшая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед Правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод... Зачем Советское правительство покровительствует этим лжецам: разве они имеют хоть тень авторитета в глазах народа? Зачем Советское правительство топит нас, активных борцов за социальную правду?». Далее. Туруханская ссылка Луки, начавшаяся с 28.08.24, была на время прервана ещё ссылкой к Ледовитому океану (с 25.01.25 по 03.04.25), в станок Плахино «в три избы и две груды навоза», и закончилась 04.12.25. В те годы начальником губернского ГПУ был т.Вольфрам, уполномоченным Туруханского ГПУ А.Стильве, а секретарём парткома В.Бабкин. С начала 30-х в Ташкенте епископа Луку травили журналисты Э. Регистан и Г.Горин. Ордер на его арест 06.05.30 подписал главный следователь-чекист Средней Азии т.Берман, с одобрения уполномоченного ГПУ по Средней Азии т.Казуцкого. В печально знаменитом 1937-м епископа и хирурга на муки предали его ученики и соратники - профессора М.Слоним, Г.Ротенберг и врач Р.Федермессер... Ну, а вскоре путь праведного мученика снова пролёг в наши енисейские края. На одном из допросов от 29.03.39. он к протоколу своей рукой сделал такое дополнение: «Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими, но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения, особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения... Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим... Активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса - Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков...» (В.Лисичкин. Крестный путь святителя Луки. М. 2001). Обратив особое внимание на нерусские фамилии ряда этих оговорщиков и мучителей, пожалуйста, не ищите в авторе ксенофоба. Я их не подбирал. Будучи человеком православным и склонным к правдивому слову, просто решил вместо безликих «большевиков», как лукаво делают многие, назвать имена конкретных «героев» репрессивных времён. А, во-вторых, мне хотелось подчеркнуть правоту тех серьёзных историков (от Е.Тарле до В.Кожинова и других), которые высказывали мысль, что во времена смут и революций для более решительной «смены элит» нередко выходят на сцену «инородцы». Наши смуты не были исключением. И наверняка в ходе «заварухи» 20-30 годов минувшего века к классовой борьбе невольно примешивалась и межнациональная, и межрелигиозная, и ещё многие. Так что в расстрельном подвале Екатеринбурга вполне могла быть и «ритуальная составляющая». Бытовая преступность, возможно, и впрямь не знает национальности, как часто подчёркивают, но политическая - едва ли... Сегодня, в виду манежных, майданных, одесских и иных событий, это надо помнить особо. Ну, а социализм всё же менее «политический сатанизм», как выражаются некоторые ярые противники его, нежели нынешний капитализм, тем более - социализм справедливый, праведный, которого, по-моему, жаждет большинство наших соотечественников, как жаждал когда-то и св.Лука. В одной из проповедей он, например, говорил: «Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся» (Св.Лука. Спешите идти за Христом (проповеди в Симферополе 1946-1948 гг.). М.2000.). Вон когда сказано, а словно сегодня. Кстати, не могу не признаться в завершение этих заметок, что мне согрело душу недавнее высказывание народного губернатора самопровозглашённой Донецкой республики Павла Губарёва, чудом вырвавшегося из киевского застенка. На вопрос журналиста, каким бы он хотел видеть будущий строй независимой Новороссии, этот молодой вожак из народа, не колеблясь, ответил, что ему наиболее близок… православный социализм. То есть такой уклад, в котором царствуют не чиновный и не олигархический произвол, не хищная погоня за прибылью, а истинное народовластие, социальная справедливость, человеческая солидарность и духовное братство людей на основе общей веры, завещанное нашими отцами. Нам бы таких вожаков… |