Иван ЕРПЫЛЁВ

ВМЕСТО ТАБЕЛИ О РАНГАХ

Поэтические итоги года

 

Каждый год под Рождество Николай Иванович Дорошенко публиковал на сайте «Российский писатель» имена лауреатов за публикации минувшего года – своего рода творческий отчёт русской патриотической литературы.

Конечно же, «Российский писатель», пожалуй, самый большой и самый посещаемый сайт профессиональных литературных публикаций, и именно здесь можно отслеживать новые имена, по материалам сайта можно вести разговор о тенденциях и перспективах отечественной литературы.

Другое дело, что собственно творческие отчёты почему-то сейчас не в чести: даже на съезде СП России мы слышали статистику проведённых мероприятий, юбилейных встреч, поездок писателей в различные горячие точки, фестивалей, но совершенно не звучала официальная аналитика творческой работы членов союза – какие знаковые романы и повести вышли за это время, каких поэтов следует считать ведущими и почему.

Национальная премия «Слово» показала, насколько различными могут быть оценки того, что считать в литературе достойным, а что – нет, с какими критериями подходить к корпусу текстов современных авторов. Даже если эта премия не назвала имён, с которыми согласились бы все здравомыслящие профессиональные писатели, бесспорным было присуждения Гран-при Юнне Мориц.

Откликаясь на статью Сергея Сергеевича Арутюнова о премии «Слово», я предложил повторять постоянно имена тех, кого мы считаем самыми выдающимися современными поэтами или писателями.

Исполнением этого моего призыва я и займусь по мере сил в рамках этих моих размышлений об итогах поэтических публикаций 2024 года на сайте «Российский писатель». Насколько смогу, я постараюсь объяснить мою позицию.

 

Несомненным поэтическим открытием года для меня стало имя Евгения РАЗУМОВА из Костромы.

Его стихотворения поразили  многообразием интонаций, интеллектуальностью, которая не препятствует лёгкости поэтического рисунка. И это действительно – профессиональный поэт, у которого не найдёшь ни одной «блохи», как пренебрежительно отзываются о собственных ошибках поэты, не владеющие стихотворной техникой.

С первого же четверостишия подборки мы встроены и в систему образов мировой культуры, и в неприглядную действительность, и поражены разговорной, доверительной интонацией автора, и оценили смелость рифмы «прозрачен – Темпачин».

Питер Брейгель висит на стене.
Лёд в шестнадцатом веке прозрачен.
За окном машет варежкой мне
алконавт дядя Паша Темпачин.

Таких открытий в подборке Евгения Разумова очень и очень много. И – его стихи предельно серьёзны, даже трагичны, в них нет ни намёка на модное постмодернистское зубоскальство. Всё это ставит Евгения Разумова в ряд самых лучших профессиональных поэтов России, и то, что его не знают, это упрёк ненасмотренности критиков, это первое доказательство того, что без встроенности в литературную тусовку делать в русской литературе, к сожалению, нечего.

Порадовался я стихотворной подборке и ещё одного достойного костромского поэта – Алексея ЗЯБЛИКОВА. Его стихи полны спасительной иронии:

Индекс Хирша высок ли у Вас,
господин Менделеев?
Сколько в Scopus статей отгрузили,
товарищ Курчатов?

Это восклицание поэта (доктора наук, между прочим) о расплывчатости новых критериев научной работы понятно всем представителям сегодняшней академической науки.

Радует, что костромичи – такие разные и стилистически, и интонационно, и в выборе тем, в таком именно многообразии – сила нашей поэзии.

Ещё одним открытием минувшего года для меня стали стихи вятского поэта Андрея АНТОНОВА.

Он интересен сюжетностью, образностью, интеллектуальностью, и, прежде всего, правильным подходом к христианским темам и сюжетам.

Андрей Антонов не коверкает устоявшиеся молитвенные формулы и псалмы, там, где нужно, они процитированы в тексте дословно («песнь победную поюще»), поэт поднимается выше – он дерзает живописать сюжеты с участием ангелов, библейских пророков и персонажей, и эти откровения Божественного промысла («Бог сегодня сочиняет воду») в нашей повседневной жизни очень важны, поскольку к Библии и её сюжетам нельзя относиться как к тому, что уже прошло – эти истории повторяются каждый день на наших глазах.

Где-то есть новый Соломон и новая Рахиль, наводнение заново открывает нам грани Вселенского потопа, всё так же идут войны за Землю Обетованную. Каждый час, как сказал кто-то из подвижников, мы заново распинаем Христа нашими грехами, наполняя ту скорбную чашу, которую Он испил в Гефсиманском саду. Вместо чрева кита – купе поезда, вместо сыновей Авраама – сыновья лирического героя, которые сколачивают скворечник под присмотром отца-патриарха.

Мы должны быть благодарны Андрею Антонову за ощущение христианства и вечных божественных сюжетов как праздника, который всегда с тобой.

Безусловным творческим успехом является подборка Татьяны ГРИБАНОВОЙ, полюбившейся многим читателям неизменным следованием фольклорным, изначальным истокам, которые только и могут питать подлинно народную поэзию. Стихи Татьяны Грибановой близки и понятны читателю, но они не вторичны, несмотря на, казалось бы, образный ряд и темы, сюжеты, взятые из народных легенд, из песен и сказок. Видна творческая обработка и переработка этого материала, переработка очень сложная, насколько я могу судить по своему опыту, потому что поэт должен сказать своими словами о чём-то, давно уже сказанном, впитавшемся в нашу ментальность с молоком автора. У Татьяны Грибановой это получается, и потому её стихотворения отличает вмиг узнаваемая новизна:

Штапель неба прошит
журавлиными тонкими строчками,
хоть и резок, и крут
в эту пору в краях наших ветер.
Да и что-то творится
волшебное
с вербными почками –
видно, снов насмотрелись
за долгую зиму о лете.

Ещё одним секретом успеха Татьяны Ивановны как поэта, на мой взгляд, является её широчайшая образованность, начитанность, вовлечённость в мировую культуру. В её стихотворениях есть не только «рассвет медуничный», но и «Молох», «химия и физика любви», «кричит в смартфон душа». Только знание и понимание другой культуры, античной, европейской, даёт поэту возможность осознанно полюбить и передать свою народную идентичность, создать сплав русской народной традиции, истории и современности.

Анну РЕТЕЮМ я считаю одним из самых значительных, необычных современных поэтов. В её стихотворениях нет обывательских суждений или рифмованных прописных истин. Она действительно Поэт (творец), преобразующий действительность в слово, словом своим объемлющая и передающая суть вещей.

Посмотрите, как мастерски, через новые, незаезженные образы, одухотворённо изображена природа:

Как шерсть зелёного ягнёнка –
здесь одеяние земли,
и тонко, изумлённо тонко
деревья руки вознесли.

Или же:

Мы ходим здесь по облакам,
прокладывая тропы
сквозь чудно рухнувшие к нам
пуховые сугробы.

Или же: белых храмов солнечные выи.

Это чудо поэзии: провести аналогию несравнимого, легко и органично.

Радует меня и то, что я отметил добрым словом последнюю подборку стихотворений покойного Николая КОНОВСКОГО , который предстал в ней не популяризатором изречений святых отцов, а тонким лириком, знатоком усадебного цветоводства. Я надеюсь, что мы примирились с ним и исчерпали возникшие в споре, в горячке недоразумения.

Подборка Елены БЕЗРУКОВОЙ из Барнаула – тоже для меня открытие года. Её стихи насыщены подлинной жизненной энергией, они нетривиальны, во многом отстоят от традиционной женской лирики, как бы дискутируют с ней.

Мне нравится то, что Елена напоминает читателю о своей родине, о месте, где она живёт. Гладкость, обтекаемость поэтов-космополитов для меня ущербна:

Как хорошо быть девушкой из Сибири.
Переселенье, ссылка,
а нам – домой.

Тит ГОРСКИЙ (отец Иоанн Казадоев) удивляет зрелостью, профессионализмом стихотворений, он обладает даром образного, иносказательного повествования о вещах, нам всем известным. Ведь и Христос часто облачал свои поучения в притчи. Вот, например, как замечательно начинается стихотворение Тита Горского «Разговор с Россией»:

Что мне крикнуть теперь, чтобы точно услышала Ты?
– «Ничего. Уж сполна. Ты и так не спокоен. Доколе?»
Ну а как же дарить мне Тебе полевые цветы?
– «Да никак. И потом, Я сама цветоносное поле.»

Тит Горский – один из самых перспективных современных поэтов, я думаю, что мы увидим его быстрое возрастание к вершинам поэтического мастерства.

Произвела впечатление подборка лирических стихотворений Ирины СЕМЕНОВОЙ (Орёл), которые показались гораздо интереснее её длинных исторических поэм:

На что живу или во что одета —
Порой не помню, глядя на цветы,
Но я люблю полотна Тинторетто
И не боюсь небесной высоты.

Всегда с большим интересом я читаю стихи Анатолия АВРУТИНА (Минск), Андрея ПОПОВА (Сыктывкар), Андрея РЕБРОВА (Санкт-Петербург), Андрея РАСТОРГУЕВА (Екатеринбург). Это – известные профессиональные поэты, которым всегда есть, что сказать читателю.

Среди публикаций молодых авторов я бы выделил подборку Софьи ЮДИНОЙ , у которой очень достойные, лёгкие, но глубокие стихи. Софья во многом идёт от народной напевности, и у неё очень органично это получается, эти стихи можно петь, и они станут песнями – при талантливом композиторе. Однако она может стать поэтом одной темы, и поэтому, как мне представляются, гораздо больший интерес представляют подборки Александра РЫЖКОВА (Рыбинск) и Дмитрия ФИЛИППЕНКО (Кемерово).

Сложилась парадоксальная ситуация, что, как правило, современный российский поэт (соответственно, и его лирический герой) не выходит из своего кабинета, а если выходит, то начинает писать «туристические» стихи. В своём кабинете он смотрит по телевизору или в интернете новости и откликается огненными строками на события дня, размышляет над сюжетами прочитанных книг, над вечными истинами. Утрачен типаж поэта-первооткрывателя, преобразователя мира, деятельного, энергичного, видящего жизнь не только из окна своего дома или электрички. Ситуацию могут исправить стихи бойцов СВО, которые основаны на непосредственном жизненном опыте, но всё же – где рабочая поэзия? Где поэты – моряки, первопроходцы, геологи, романтики, предприниматели, врачи?

Например, биография покойного Николая Ивановича Дорошенко – это подлинная биография писателя, прошедшего жизненные «университеты»: «Работал литературным сотрудником районной газеты «За изобилием» (г. Рыльск Курской области), рулевым матросом в Ялтинском морском торговом порту, токарем в Волгограде, электромонтажником в Киеве, корреспондентом-организатором районного радиовещания в п. Глушково Курской области. В 1975г. служил в войсках ПВО Севера радиотелеграфистом. В 1977г. приехал в Москву, во время учебы в Литературном институте им. А.М. Горького работал дворником, главным хранителем Московского городского отделения ВООПиК, ответственным секретарем Комиссии по работе с молодыми литераторами Московской писательской организации». Все ли писатели обладают хотя бы десятой долей таких жизненных впечатлений?

У Дмитрия Филиппенко хотя бы появляется лирический герой – шахтёр:

А дома жёны держат кулачки,
Подземных космонавтов ждут с работы.
И в космосе летают светлячки,
Роскосмос им не запретит полёты.

В статье о первой книге Александра Рыжкова «Адресаты» я написал:

«Автор – не молодой романтик, который в каждом видит друга и соратника, у которого в голове роятся идеи по переустройству вселенной.

Эти стихи – совсем иного толка, хоть и молодого, но уже состоявшегося, рано повзрослевшего человека.

Он не рисует грязь картинно, не смакует её ради эпатажа, но и не отгораживает её от читателя розовой шторкой.

На кафеле снежное тесто,
И в лифте сожжённые кнопки.
Недавно был выкуп невесты –
Остались разбитые стопки.

Что это – бесхозяйность, пустота, безнадёга, или же обычный наш городской пейзаж, в котором есть место и чуду, и любви, недаром же был выкуп невесты, эта деталь говорит о чьём-то, пусть даже коротком счастье, которое возможно и здесь».

Подлинность, жизненность поэзии, выход за рамки кабинета всегда ценны. В этом смысле очень интересной мне представляется подборка Юрия МАНАКОВА, которая поразила меня жизненным кругозором, поэтической щедростью автора, в стихах видна широта его души, доброта, незашоренность, обилие жизненных впечатлений.

Я рад, что смог представить на «РП» в минувшем году творчество оренбургских поэтов Дмитрия КОНОПЛИНА, Андрея ПРОСКУРЯКОВА, Веры ОКТЯБРЬСКОЙ и Александра ТРУБЕНКА.
Все они – поэты первого уровня, ничуть не уступающие другим прославленным именам.
О ком-то я промолчал, скорее, из благих соображений.

Хотя нет, стоит вспомнить подборку барнаульской поэтессы Натальи НИКОЛЕНКО.

Первоначально я дал негативный отзыв, но затем, посмотрев стихи поэтессы на других ресурсах, изменил своё мнение. Действительно, уровень Н. Николенко не был представлен этой подборке в полной мере. Здесь мы возвращаемся к вопросу об искусстве составления подборки, о необходимости хотя бы дружеского взгляда на стихи, дружеского совета, в котором нуждаются 90% современных поэтов. Это не ловля блох, а уважение к слову, к языку, к литературе, в истории которой мы пытаемся остаться.

Закон больших чисел здесь не работает. Творческие биографии некоторых поэтов похожи на отчёты рыболовов: один пишет – автор 25 книг и тысячи стихотворений, другой – пяти поэм и пяти тысяч стихотворений. Чудо поэзии схоже с евангельским чудом: одним хорошим стихотворением, словно одной рыбиной, можно «накормить» тысячи людей, но только если это действительно «духовная пища», а не бред графомана в столбик.

Каким расточительством по отношению к таланту является позиция некоторых авторов – напишу 50 стихотворений за год, из них 20 не очень, а остальные можно печатать! Я призываю сразу писать хорошие, интересные, новые, образные стихи, ведь раскачиваться некогда.

В народе нашем вновь пробудилась жажда слова, и задача поэтов – ответить на чаяния людей огненными, светлыми, безупречными стихотворениями, а не рифмовкой новостных сводок. Таких – образных, интересных, интеллектуальных и напевных стихотворений я буду ждать от наших поэтов в новом году.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную