Каждый год под Рождество Николай Иванович Дорошенко публиковал на сайте «Российский писатель» имена лауреатов за публикации минувшего года – своего рода творческий отчёт русской патриотической литературы. Конечно же, «Российский писатель», пожалуй, самый большой и самый посещаемый сайт профессиональных литературных публикаций, и именно здесь можно отслеживать новые имена, по материалам сайта можно вести разговор о тенденциях и перспективах отечественной литературы. Национальная премия «Слово» показала, насколько различными могут быть оценки того, что считать в литературе достойным, а что – нет, с какими критериями подходить к корпусу текстов современных авторов. Даже если эта премия не назвала имён, с которыми согласились бы все здравомыслящие профессиональные писатели, бесспорным было присуждения Гран-при Юнне Мориц. Откликаясь на статью Сергея Сергеевича Арутюнова о премии «Слово», я предложил повторять постоянно имена тех, кого мы считаем самыми выдающимися современными поэтами или писателями.
Несомненным поэтическим открытием года для меня стало имя Евгения РАЗУМОВА из Костромы. Питер Брейгель висит на стене. Таких открытий в подборке Евгения Разумова очень и очень много. И – его стихи предельно серьёзны, даже трагичны, в них нет ни намёка на модное постмодернистское зубоскальство. Всё это ставит Евгения Разумова в ряд самых лучших профессиональных поэтов России, и то, что его не знают, это упрёк ненасмотренности критиков, это первое доказательство того, что без встроенности в литературную тусовку делать в русской литературе, к сожалению, нечего. Порадовался я стихотворной подборке и ещё одного достойного костромского поэта – Алексея ЗЯБЛИКОВА. Его стихи полны спасительной иронии: Индекс Хирша высок ли у Вас, Это восклицание поэта (доктора наук, между прочим) о расплывчатости новых критериев научной работы понятно всем представителям сегодняшней академической науки. Ещё одним открытием минувшего года для меня стали стихи вятского поэта Андрея АНТОНОВА. Андрей Антонов не коверкает устоявшиеся молитвенные формулы и псалмы, там, где нужно, они процитированы в тексте дословно («песнь победную поюще»), поэт поднимается выше – он дерзает живописать сюжеты с участием ангелов, библейских пророков и персонажей, и эти откровения Божественного промысла («Бог сегодня сочиняет воду») в нашей повседневной жизни очень важны, поскольку к Библии и её сюжетам нельзя относиться как к тому, что уже прошло – эти истории повторяются каждый день на наших глазах. Где-то есть новый Соломон и новая Рахиль, наводнение заново открывает нам грани Вселенского потопа, всё так же идут войны за Землю Обетованную. Каждый час, как сказал кто-то из подвижников, мы заново распинаем Христа нашими грехами, наполняя ту скорбную чашу, которую Он испил в Гефсиманском саду. Вместо чрева кита – купе поезда, вместо сыновей Авраама – сыновья лирического героя, которые сколачивают скворечник под присмотром отца-патриарха. Безусловным творческим успехом является подборка Татьяны ГРИБАНОВОЙ, полюбившейся многим читателям неизменным следованием фольклорным, изначальным истокам, которые только и могут питать подлинно народную поэзию. Стихи Татьяны Грибановой близки и понятны читателю, но они не вторичны, несмотря на, казалось бы, образный ряд и темы, сюжеты, взятые из народных легенд, из песен и сказок. Видна творческая обработка и переработка этого материала, переработка очень сложная, насколько я могу судить по своему опыту, потому что поэт должен сказать своими словами о чём-то, давно уже сказанном, впитавшемся в нашу ментальность с молоком автора. У Татьяны Грибановой это получается, и потому её стихотворения отличает вмиг узнаваемая новизна: Штапель неба прошит Ещё одним секретом успеха Татьяны Ивановны как поэта, на мой взгляд, является её широчайшая образованность, начитанность, вовлечённость в мировую культуру. В её стихотворениях есть не только «рассвет медуничный», но и «Молох», «химия и физика любви», «кричит в смартфон душа». Только знание и понимание другой культуры, античной, европейской, даёт поэту возможность осознанно полюбить и передать свою народную идентичность, создать сплав русской народной традиции, истории и современности. Анну РЕТЕЮМ я считаю одним из самых значительных, необычных современных поэтов. В её стихотворениях нет обывательских суждений или рифмованных прописных истин. Она действительно Поэт (творец), преобразующий действительность в слово, словом своим объемлющая и передающая суть вещей. Как шерсть зелёного ягнёнка – Или же: Мы ходим здесь по облакам, Или же: белых храмов солнечные выи. Это чудо поэзии: провести аналогию несравнимого, легко и органично. Радует меня и то, что я отметил добрым словом последнюю подборку стихотворений покойного Николая КОНОВСКОГО , который предстал в ней не популяризатором изречений святых отцов, а тонким лириком, знатоком усадебного цветоводства. Я надеюсь, что мы примирились с ним и исчерпали возникшие в споре, в горячке недоразумения. Подборка Елены БЕЗРУКОВОЙ из Барнаула – тоже для меня открытие года. Её стихи насыщены подлинной жизненной энергией, они нетривиальны, во многом отстоят от традиционной женской лирики, как бы дискутируют с ней. Тит ГОРСКИЙ (отец Иоанн Казадоев) удивляет зрелостью, профессионализмом стихотворений, он обладает даром образного, иносказательного повествования о вещах, нам всем известным. Ведь и Христос часто облачал свои поучения в притчи. Вот, например, как замечательно начинается стихотворение Тита Горского «Разговор с Россией»: Что мне крикнуть теперь, чтобы точно услышала Ты? Тит Горский – один из самых перспективных современных поэтов, я думаю, что мы увидим его быстрое возрастание к вершинам поэтического мастерства. Произвела впечатление подборка лирических стихотворений Ирины СЕМЕНОВОЙ (Орёл), которые показались гораздо интереснее её длинных исторических поэм: На что живу или во что одета — Всегда с большим интересом я читаю стихи Анатолия АВРУТИНА (Минск), Андрея ПОПОВА (Сыктывкар), Андрея РЕБРОВА (Санкт-Петербург), Андрея РАСТОРГУЕВА (Екатеринбург). Это – известные профессиональные поэты, которым всегда есть, что сказать читателю. Среди публикаций молодых авторов я бы выделил подборку Софьи ЮДИНОЙ , у которой очень достойные, лёгкие, но глубокие стихи. Софья во многом идёт от народной напевности, и у неё очень органично это получается, эти стихи можно петь, и они станут песнями – при талантливом композиторе. Однако она может стать поэтом одной темы, и поэтому, как мне представляются, гораздо больший интерес представляют подборки Александра РЫЖКОВА (Рыбинск) и Дмитрия ФИЛИППЕНКО (Кемерово). А дома жёны держат кулачки, В статье о первой книге Александра Рыжкова «Адресаты» я написал: «Автор – не молодой романтик, который в каждом видит друга и соратника, у которого в голове роятся идеи по переустройству вселенной.
Эти стихи – совсем иного толка, хоть и молодого, но уже состоявшегося, рано повзрослевшего человека. Он не рисует грязь картинно, не смакует её ради эпатажа, но и не отгораживает её от читателя розовой шторкой. На кафеле снежное тесто, Что это – бесхозяйность, пустота, безнадёга, или же обычный наш городской пейзаж, в котором есть место и чуду, и любви, недаром же был выкуп невесты, эта деталь говорит о чьём-то, пусть даже коротком счастье, которое возможно и здесь». Подлинность, жизненность поэзии, выход за рамки кабинета всегда ценны. В этом смысле очень интересной мне представляется подборка Юрия МАНАКОВА, которая поразила меня жизненным кругозором, поэтической щедростью автора, в стихах видна широта его души, доброта, незашоренность, обилие жизненных впечатлений. Я рад, что смог представить на «РП» в минувшем году творчество оренбургских поэтов Дмитрия КОНОПЛИНА, Андрея ПРОСКУРЯКОВА, Веры ОКТЯБРЬСКОЙ и Александра ТРУБЕНКА. Хотя нет, стоит вспомнить подборку барнаульской поэтессы Натальи НИКОЛЕНКО. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||